Мария Аронова в роли двух десятков гоголевских персонажей.
Такого Москва точно еще не видела, да и мировая театральная сцена едва ли…
Театр имени Вахтангова в юбилейный сотый сезон представил для СМИ генеральный прогон на зрителя премьерного спектакля «Мертвые души» Гоголя в постановке известного режиссера Владимира Иванова. Бессмертных гоголевских персонажей презентуют Народная артистка России Мария Аронова (Она - мать) и актер Владислав Гандрабура (Он - сын).
Жанр постановки режиссер Владимир Иванов обозначил канувшим в лету словом галопад. «В энциклопедии времен Гоголя это расшифровывается таким образом: галопад - особая пляска, в которой кавалер с дамой, обняв друг друга, скачут оба вместе. Вот так у нас два актера скачут весь этот спектакль вместе, меняясь ролями», - рассказал представителям СМИ перед премьерным показом заслуженный деятель искусств РФ.
Гоголевские похождения Чичикова рассказывают два актера – мать и сын, Мария Аронова и Владислав Гандрабура. Они играют всех персонажей, по очереди перевоплощаются в главного героя. Способствуют этой феерии образов костюмы-трансформеры и маски, коих на сцене представлено более двадцати. Каждую создавали индивидуально под конкретного актера. Калейдоскоп актерских преображений – главная фишка нового спектакля Вахтанговского театра.
Блистательная Мария Аронова поразила не то, что до глубины души - до трепета, слез и преклонения. Авантюрный Чичиков в брусничном фраке, простодушный Манилов в неописуемых розочках, миниатюрная (как Аронова, будучи уже бабушкой по жизни, смогла так сгруппироваться – не поддается анализу) Коробочка, пьяный кучер Селифан, Собакевич который точь-в-точь собака, страшный Ноздрев, вызывающий жалость Плюшкин, снова Чичиков, так похожий на самого Гоголя – все это Мария Аронова с ее неповторимой пластикой, уникальным голосом и потрясающим актерским талантом.
Сценическая версия «Мертвых душ», созданная Владимиром Ивановым вместе с Андреем Тупиковым, немного отличается от классического Николая Васильевича. «Весь наш первый акт - это последняя глава (где Гоголь пишет о детстве Павла Ивановича, о его родителях, об этапах становления - примечание автора), которую никто не знает… Второй акт все знают: Плюшкин, Ноздрев. Манилов. Это было полным открытием также и для меня, когда Владимир Владимирович прислал инсценировку», - рассказывает Мария Аронова, воплотившая около двух десятков образов в премьерной постановке вахтанговцев.
Музыку к спектаклю начинал писать Фаустас Латенас. После ухода Маэстро в мир иной ее сочинил молодой композитор Вячеслав Жуков. Сценограф и автор костюмов Максим Обрезков. Режиссер по пластике – Сергей Землянский.
Она и Он – два блистательных актера безукоризненно воплотили уникальную режиссерскую идею и подарили москвичам и гостям столицы аншлаговый спектакль на годы вперед. Любимица публики Мария Аронова не только играет, переодевается, импровизирует и танцует - она живет гоголевскими героями и учит зрителя на двух десятках примеров, как жить не надо.
Слова и реплики, которые оба актера произносят с вахтанговской сцены, как никогда актуальны в сегодняшней России. Мысли, которые на все времена и на всех правителей и политиков, вложенные в уста героев – это та самая пресловутая «национальная идея», с которой уже десятилетия носятся во всех «эшелонах» власти. А учитывая количество аплодисментов и смеха, которыми прерывалась почти трехчасовая постановка, зритель все это «считал» и понял.
Денежная все и все зависимость, корыстолюбие, коррупция, безнравственность, аморальность и пофигизм - эти пороки высмеивал Гоголь практически два века назад, и как же они своевременно «озвучены» и показаны вахтанговским коллективом.
Премьерный спектакль «Мертвые души» в театре Вахтангова смотреть всем: от школьников до пенсионеров, особенно чиновникам и политикам!
Сабадаш Владимир.
Фото – Илья Золкин
Окультурить друзей: