Украшением 43 ММКФ стала ретроспектива фильмов, посвященная 100-летию со дня рождения Симоны Синьоре и Ива Монтана

Опубликовано 29.04.2021 в разделе Киномания | Москва


Евгения Ильинична, наступил уже 43 Московский международный кинофестиваль, на который Вы ежегодно отбираете фильмы. Какая тематика привлекла на этот раз? Как изменилась работа в условиях пандемии? И в чем заключалось Ваше личное участие в подготовке программ фестиваля? 

 

Отборочная комиссия 43 ММКФ, как и прежде, работает в том же составе: Кирилл РазлоговАндрей ПлаховАся КолодижнерСтас Тыркин, я и Петр Шепотинник, есть и приглашенные киноведыкурирующие отдельные программы. 

 

Работать в условиях пандемии было сложно. Если раньше мы ездили отбирать фильмы на разные фестивали, кинорынки, то в этом году все делалось дома, благодаря нашим личным контактам, которые сложились за многие годы в России и за рубежом. Но никакого дефицита фильмов не былоЯ имею в виду, в первую очередь, конкурс, на который собрали обычное количество картин – 14.  При этом каждый из отборщиков отвечал за приглашение того или иного фильма в конкурс.  

 

В этом году отобранные мною картины представляли Латинскую АмерикуПервая - «Внутреннее сияние»  режиссеров Луиса Алехандро Родригеза и Андриса Эдуардо Родригеза из Венесуэлы.  Вторая - кубинская «Голубое сердце» Мигеля Койулы. Обе, на мой взгляд, интересные. В венесуэльской картине рассказывается о непростой судьбе женщины, живущей в бедном районе Каракаса, хотя ее драма могла бы случиться где угодно.  

 

А кубинская необычна тем, что, выделяясь из конкурсанеожиданно представляет смешение жанров, где газетная хроника соседствует с игровым кино. На экране появляются и Фидель Кастро, и Никита Хрущев... Кого там только нет! В результате складывается трагический портрет Кубы, которую называют островом Свободы, над которой учинили чудовищный, невероятный эксперимент. И эту маленькую страну до сих пор лихорадит.  

 

В конкурсе много интересных картин. В том числе, норвежская и итальянская, а также фильмы режиссеров из Японии, Германии, Сербии и Хорватии, Индии, Ирана, Греции, Испании, Румынии.  

 

В него попала только одна картина от России под любопытным названием «Последняя «Милая Болгария» Алексея Федорченкосделанная в жанре психоаналитического детектива по мотивам автобиографической повести Михаила Зощенко «Перед восходом солнца». Давно задуманный режиссером фильм изначально назывался «Ключи счастья», но рабочее название поменялось в честь сорта яблок, который выращивает главный герой. 

 

В конкурсе только две картины поставлены женщинами-режиссерамиЭто норвежская картина «Он» Гуро Бруусгорд. Вторая, греческая, «Человек божий» американской актрисы, драматурга, режиссера и продюсера Елены Попович появилась в последний момент.   

 

Но в целом на ММКФ, где есть и конкурсы документального и короткометражного кино, и внеконкурсные программы, гендерное равенство соблюденоесть даже две программы, посвященные специально женщинам-режиссерам. Это «Кинематограф Китая. Женский взгляд» и  «Женское кино Израиля».  Я уже не говорю о программе «Кинорежиссерки нашего времени»которую уже несколько лет курирует Анжелика Артюх.  

 

А за какую программу Вы лично отвечали? 

 

Мне хочется рассказать о программе, которую я подготовила отдельно, помимо конкурса. Она мне близка, дорога, ихотя не хочется хвастаться, мне кажется, что она – одно из украшений нашего кинофестиваля. Это ретроспектива фильмов, посвященная 100-летию со дня рождения Симоны Синьоре (1921-1985) и Ива Монтана (1921-1991). Симона Синьоре родилась в мой день рождения, 25 марта, 100 лет назад в Висбадене, в Германии. А через несколько месяцев, в том же году, в Италии родился Ив Монтанкоторый, встретившись с Симоной Синьоре в августе 1949 года во Франции в местечке Сен-Поль-де-Ванс, влюбился в нее. Они стали мужем и женой и выдающимися актерами – звездной парой французского и мирового кино, оставив после себя огромное наследие. Ив Монтан известен и как прекрасный шансонье: об этом я думала, составляя программу. У режиссеров Михаила Слуцкого и Сергея Юткевича есть документальный фильм «Поет Ив Монтан»посвященный гастролям в СССР в конце 1956 года Ива Монтана и Симоны Синьоре. Мы решили перед каждым сеансом ретроспективы показывать кусочки из этого фильма с поющим Ивом Монтаном.   

 

В этой программе есть несколько фильмов, менее известных у насНапример «Салемские колдуньи» (1957), где они снимались вместе. И несколько фильмов, где они снимались по отдельности, включая такие известные, как «Плата за страх» (1953).  В ретроспективе есть и картина «Тереза Ракен» (1953) с Симоной Синьоре, и картина «Путь наверх» (1958), где величайшая актриса сыграла одну из лучших своих ролей, которая принесла ей премию «Оскар». 

 

Много интересного есть и в других программах кинофестиваля, включая традиционные: «Восемь с половиной», «Эйфория», "Фильмы, которых здесь не было"В них вошли фильмыпоказанные на Венецианском и Берлинском международных кинофестивалях. Например, в программу "Фильмы, которых здесь не было", был включен нашумевший фильм румынского режиссера Раду Жуде «Неуместный трах, или Безумное порно», получивший в марте этого года главный приз 71-го Берлинского кинофестиваля - «Золотого медведя» 

 

Как оцениваете программу 43 ММКФ в целом? 

 

Несмотря на сложную ситуацию изоляции, я оцениваю эту программу высоко. Многие фильмыпредставленные на московском фестивалебыли сделаны в ковидном году. А это потребовало особого организационного, производственного напряжения. И огромной творческой энергии. 

 

Несмотря на то, что отборщики фестиваля работали дома, нам удавалось встречаться и обсуждать все вместе регулярно в формате онлайн. Кто-то предлагал фильм, все его смотрели и коллективно решали: брать его или нет. Если речь шла об авторских программах, то мы полагались, конечно, на мнение их авторовА конкурс – это только коллективное решение: надо, чтобы тот или иной фильм понравился всем. 

 

Постскриптум. Небезынтересно, что за время самоизоляции у критика, киноведа, сценариста, режиссера, продюсера Евгении Тирдатовой, по ее признанию, освободилось довольно много времени, которое она использовала с огромной пользой для своего дела. Сейчас у нее на подходе два документальных фильма: один - о детях Коминтерна; второй посвящен ее уникальной учительнице литературы, которая, дожив до 90 лет и воспитав огромное количество детей, представляет целый пласт старой московской интеллигенции. И еще, что очень важно, во время ковида она не только написала, но и издала сборник под названием «Пестрая лента», в который вошли ее интервью, рецензии, разные статьинаписанные, начиная с конца 80-х годов.  

 

И еще она читает спецкурсы: «Современное зарубежное кино» на киноведческом отделении во ВГИКе и «Мировое кино» в Щукинском театральном институте, у актеров и режиссеров. А также преподает «Историю мирового кино» в Российской государственной академии искусств (РГСАИ), специализирующейся на обучении студентов с ограниченными физическими возможностями.  

 

Алла Буловинова 

Фото автора 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники