Украшением 43 ММКФ стала ретроспектива фильмов, посвященная 100-летию со дня рождения Симоны Синьоре и Ива Монтана
- Евгения Ильинична, наступил уже 43-й Московский международный кинофестиваль, на который Вы ежегодно отбираете фильмы. Какая тематика привлекла на этот раз? Как изменилась работа в условиях пандемии? И в чем заключалось Ваше личное участие в подготовке программ фестиваля?
= Отборочная комиссия 43 ММКФ, как и прежде, работает в том же составе: Кирилл Разлогов, Андрей Плахов, Ася Колодижнер, Стас Тыркин, я и Петр Шепотинник, есть и приглашенные киноведы, курирующие отдельные программы.
Работать в условиях пандемии было сложно. Если раньше мы ездили отбирать фильмы на разные фестивали, кинорынки, то в этом году все делалось дома, благодаря нашим личным контактам, которые сложились за многие годы в России и за рубежом. Но никакого дефицита фильмов не было. Я имею в виду, в первую очередь, конкурс, на который собрали обычное количество картин – 14. При этом каждый из отборщиков отвечал за приглашение того или иного фильма в конкурс.
В этом году отобранные мною картины представляли Латинскую Америку. Первая - «Внутреннее сияние» режиссеров Луиса Алехандро Родригеза и Андриса Эдуардо Родригеза из Венесуэлы. Вторая - кубинская «Голубое сердце» Мигеля Койулы. Обе, на мой взгляд, интересные. В венесуэльской картине рассказывается о непростой судьбе женщины, живущей в бедном районе Каракаса, хотя ее драма могла бы случиться где угодно.
А кубинская необычна тем, что, выделяясь из конкурса, неожиданно представляет смешение жанров, где газетная хроника соседствует с игровым кино. На экране появляются и Фидель Кастро, и Никита Хрущев... Кого там только нет! В результате складывается трагический портрет Кубы, которую называют островом Свободы, над которой учинили чудовищный, невероятный эксперимент. И эту маленькую страну до сих пор лихорадит.
В конкурсе много интересных картин. В том числе, норвежская и итальянская, а также фильмы режиссеров из Японии, Германии, Сербии и Хорватии, Индии, Ирана, Греции, Испании, Румынии.
В него попала только одна картина от России под любопытным названием «Последняя «Милая Болгария» Алексея Федорченко, сделанная в жанре психоаналитического детектива по мотивам автобиографической повести Михаила Зощенко «Перед восходом солнца». Давно задуманный режиссером фильм изначально назывался «Ключи счастья», но рабочее название поменялось в честь сорта яблок, который выращивает главный герой.
В конкурсе только две картины поставлены женщинами-режиссерами. Это норвежская картина «Он» Гуро Бруусгорд. Вторая, греческая, «Человек божий» американской актрисы, драматурга, режиссера и продюсера Елены Попович появилась в последний момент.
Но в целом на ММКФ, где есть и конкурсы документального и короткометражного кино, и внеконкурсные программы, гендерное равенство соблюдено, есть даже две программы, посвященные специально женщинам-режиссерам. Это «Кинематограф Китая. Женский взгляд» и «Женское кино Израиля». Я уже не говорю о программе «Кинорежиссерки нашего времени», которую уже несколько лет курирует Анжелика Артюх.
- А за какую программу Вы лично отвечали?
= Мне хочется рассказать о программе, которую я подготовила отдельно, помимо конкурса. Она мне близка, дорога, и, хотя не хочется хвастаться, мне кажется, что она – одно из украшений нашего кинофестиваля. Это ретроспектива фильмов, посвященная 100-летию со дня рождения Симоны Синьоре (1921-1985) и Ива Монтана (1921-1991). Симона Синьоре родилась в мой день рождения, 25 марта, 100 лет назад в Висбадене, в Германии. А через несколько месяцев, в том же году, в Италии родился Ив Монтан, который, встретившись с Симоной Синьоре в августе 1949 года во Франции в местечке Сен-Поль-де-Ванс, влюбился в нее. Они стали мужем и женой и выдающимися актерами – звездной парой французского и мирового кино, оставив после себя огромное наследие. Ив Монтан известен и как прекрасный шансонье: об этом я думала, составляя программу. У режиссеров Михаила Слуцкого и Сергея Юткевича есть документальный фильм «Поет Ив Монтан», посвященный гастролям в СССР в конце 1956 года Ива Монтана и Симоны Синьоре. Мы решили перед каждым сеансом ретроспективы показывать кусочки из этого фильма с поющим Ивом Монтаном.
В этой программе есть несколько фильмов, менее известных у нас. Например «Салемские колдуньи» (1957), где они снимались вместе. И несколько фильмов, где они снимались по отдельности, включая такие известные, как «Плата за страх» (1953). В ретроспективе есть и картина «Тереза Ракен» (1953) с Симоной Синьоре, и картина «Путь наверх» (1958), где величайшая актриса сыграла одну из лучших своих ролей, которая принесла ей премию «Оскар».
Много интересного есть и в других программах кинофестиваля, включая традиционные: «Восемь с половиной», «Эйфория», "Фильмы, которых здесь не было". В них вошли фильмы, показанные на Венецианском и Берлинском международных кинофестивалях. Например, в программу "Фильмы, которых здесь не было", был включен нашумевший фильм румынского режиссера Раду Жуде «Неуместный трах, или Безумное порно», получивший в марте этого года главный приз 71-го Берлинского кинофестиваля - «Золотого медведя».
- Как оцениваете программу 43 ММКФ в целом?
= Несмотря на сложную ситуацию изоляции, я оцениваю эту программу высоко. Многие фильмы, представленные на московском фестивале, были сделаны в ковидном году. А это потребовало особого организационного, производственного напряжения. И огромной творческой энергии.
Несмотря на то, что отборщики фестиваля работали дома, нам удавалось встречаться и обсуждать все вместе регулярно в формате онлайн. Кто-то предлагал фильм, все его смотрели и коллективно решали: брать его или нет. Если речь шла об авторских программах, то мы полагались, конечно, на мнение их авторов. А конкурс – это только коллективное решение: надо, чтобы тот или иной фильм понравился всем.
Постскриптум. Небезынтересно, что за время самоизоляции у критика, киноведа, сценариста, режиссера, продюсера Евгении Тирдатовой, по ее признанию, освободилось довольно много времени, которое она использовала с огромной пользой для своего дела. Сейчас у нее на подходе два документальных фильма: один - о детях Коминтерна; второй посвящен ее уникальной учительнице литературы, которая, дожив до 90 лет и воспитав огромное количество детей, представляет целый пласт старой московской интеллигенции. И еще, что очень важно, во время ковида она не только написала, но и издала сборник под названием «Пестрая лента», в который вошли ее интервью, рецензии, разные статьи, написанные, начиная с конца 80-х годов.
И еще она читает спецкурсы: «Современное зарубежное кино» на киноведческом отделении во ВГИКе и «Мировое кино» в Щукинском театральном институте, у актеров и режиссеров. А также преподает «Историю мирового кино» в Российской государственной академии искусств (РГСАИ), специализирующейся на обучении студентов с ограниченными физическими возможностями.
Алла Буловинова
Фото автора
Окультурить друзей: