НОВАЯ ОПЕРА ДОЛЖНА БЫТЬ НОВОЙ
Московский театр Новая Опера имени Е.В. Колобова объявил планы на 31-й сезон.
Современный музыкальный театр – многоликий, многожанровый, синтетический – таков вектор Новой Оперы в сезоне 2021/22. В четвертом десятилетии творческой жизни театр выходит за пределы оперы, за пределы Сада Эрмитаж и строит новую художественную реальность. В афише 31-го сезона – новые имена, в репертуаре – новая музыка, в диапазоне – новые жанры. Запускается проект Dance резиденция, который станет ежегодным. Арсенал театра пополняется мощным циклом симфонических программ. Направление задает новый творческий лидер, один из самых востребованных молодых музыкантов – Валентин Урюпин, который c нового сезона станет главным дирижером театра Новая Опера. Развивать, просвещать аудиторию театра и налаживать с ней диалог будет ОКНО – Образовательный кластер Новой Оперы.
Оперные премьеры нового сезона – сочинения, которые еще не ставились на российских сценах. Валентин Урюпин для своей первой постановки в Новой Опере в качестве музыкального руководителя выбрал произведение Эриха Вольфганга Корнгольда. Волна интереса к этому композитору совсем недавно докатилась до нашей страны. Другой полюс – Джузеппе Верди, главный оперный хитмейкер, в творчестве которого есть и забытые шедевры с почти детективной историей создания.
«Мертвый город» Э.В. Корнгольда (1920) – «лебединая позднеромантическая песнь», символистская и экспрессионистская драма. Это фундаментальная партитура, знаковое произведение эпохи постромантизма, которое при жизни композитора имело большой успех: опера ставилась в Берлине, Вене, Нью-Йорке. К несчастью, политические события в Европе заглушили только разгорающийся талант Корнгольда. Он бежал в США и стал там известен как пионер кинокомпозиторства. В результате имя Корнгольда было заново открыто в Европе только спустя десятилетия, а в России «Мертвый город» не звучал никогда. Путь Корнгольда в России начинается с Новой Оперы.
Музыкальный руководитель и дирижер – Валентин Урюпин. Режиссер-постановщик – Василий Бархатов. В главных партиях: Мариэтта – Елена Стихина, Пауль – Рольф Ромей. Премьера 14 апреля 2022.
«Стиффелио» Дж. Верди (1850) – опера, которую сам композитор хотел спасти от забвения. Она была написана на взлете карьеры, перед знаменитым «Риголетто». Но из-за цензуры судьба «Стиффелио» оказалась несчастливой: история о женатом священнике, способном простить супруге ее неверность, чтение со сцены Нового Завета – нонсенс! Верди пришлось кардинально перерабатывать оперу в другое сочинение, и только спустя столетие, в конце 1960-х годов, были обнаружены оригинальные рукописи. В 2020 году на Крещенском фестивале в Новой Опере состоялась российская премьера сочинения в концертном исполнении под управлением Александра Самоилэ.
Музыкальный руководитель и дирижер – Александр Самоилэ. Режиссер-постановщик – Екатерина Одегова. В главных партиях: Стиффелио – Сергей Поляков, Нажмиддин Мавлянов, Лина – Елизавета Соина, Марина Нерабеева. Премьера 8 июля 2022.
Традиционный зимний фестиваль в Новой Опере был задуман Е.В. Колобовым как площадка для воплощения новых идей и звучания редких произведений. Мы возвращаем фестивалю его первоначальную философию: новые произведения – новые смыслы. В центре каждого сочинения – яркий женский образ.
Жюль Массне «Золушка», опера в концертном исполнении.
Музыкальный руководитель и дирижер – Валентин Урюпин.
В этой опере известная детская сказка превращается в нечто большее: в ней проявляется христианский подтекст. Например, образ феи близок к образу Богоматери. Традиционный нарратив о добре и зле становится размышлением о красоте, близкой к Богу, и ее враге – пошлости. 19 января 2022.
Кайя Саариахо «Страсти Симо́новы», оратория. Дирижер – Валентин Урюпин.
Автор произведения – наша современница, которая родилась в Финляндии, живет во Франции, ее музыка с успехом исполняется во многих странах. «Страсти Симоновы» рассказывают о трагической жизни Симоны Вайль – французской религиозной мыслительницы и философа. А название «Страсти», безусловно, отсылает нас к христианской традиции жизнеописания последних дней Христа. 23 января 2022.
Новая Опера в ГМИИ имени А.С. Пушкина. Дирижер – Филипп Чижевский. А. Шёнберг «Лунный Пьеро», 21 мелодрама для голоса и ансамбля на стихи А. Жиро. П. Хиндемит «Молодая служанка», 6 песен на стихи Г. Тракля для контральто, флейты, кларнета и струнного квартета. 21 января 2022.
Новая Опера совместно с фондом Mart представляет программу Dance резиденции, проект открывает Екатеринбургский театр современной хореографии «Провинциальные танцы» под руководством Татьяны Багановой. Это один из первых авангардных коллективов постсоветской России, он стал первопроходцем в жанре современного танца, сформировал и закрепил это понятие в культурном пространстве нашей страны. Сегодня Татьяна Баганова – самый титулованный хореограф современного танца в России, лауреат премий «Золотая Маска» (2000, 2001, 2008 и 2014) и признанный во всем мире артист, получивший премии на международных конкурсах в Ганновере и Париже; ее спектакли идут в Европе и Америке.
На сцене Новой Оперы танцевальный коллектив покажет свои важнейшие спектакли, в том числе легендарную «Весну священную» И.Ф. Стравинского, которую Татьяна Баганова отважно поставила в год столетия балета: премьера состоялась в Большом театре России на фестивале «Век “Весны священной” – век модернизма» (2013). Спектакль стал лауреатом премии «Золотая Маска» («Лучший спектакль в современном танце» и «Лучшая работа художника», 2014).
В программе: И.Ф. Стравинский «Весна священная». Хореограф – Татьяна Баганова, дирижер – Валентин Урюпин. Возобновление постановки 2013 года. И.Ф. Стравинский «Свадебка». Хореограф – Татьяна Баганова, дирижер – Дмитрий Волосников. «Приключения сапожника Петра». Хореографы: Кирилл Зайцев, Екатерина Занина, Ксения Каплун, Антон Лавров, Александра Столярова, Антон Шмаков.
Sepia. Хореограф – Татьяна Баганова. «Свободу статуе!». Хореографы: Анна Щеклеина, Александр Фролов. «Девушка с фарфоровыми глазами». Хореограф – Татьяна Баганова. С 24 ноября по 5 декабря 2021.
Симфонические программы – это мощная линия, пронизывающая весь театральный сезон с сентября 2021 по июнь 2022. Программы сгруппированы по тематическим блокам и осмысленно построены вокруг важных юбилейных дат. Во-первых, это 130-летие со дня рождения С.С. Прокофьева – самое время для переосмысления его творчества. Маэстро Валентин Урюпин, Александр Самоилэ, Александр Лазарев и Нодока Окисава представят симфоническую, балетную и кантатно-ораториальную музыку композитора. Театр дарит возможность услышать его редко звучащие сочинения, как, например, Концерт №4 для фортепиано с оркестром. Во-вторых, 50-летие со дня смерти И.Ф. Стравинского. Новая Опера во главе с Валентином Урюпиным отдаст дань памяти композитору, исполнив оперу-ораторию «Царь Эдип». Наконец, в июне 2022 года под управлением главного дирижера театра будет исполнена грандиозная Третья симфония Г. Малера, премьера которой состоялась 9 июня 1902 года, ровно 120 лет назад.
ОТКРЫТИЕ СЕЗОНА – симфонический концерт 14 сентября 2021. Его программа прочитывается как французская тема в русской музыке. Дирижер – Валентин Урюпин. В программе: П.И. Чайковский «Орлеанская дева», первое действие оперы в концертном исполнении. Французская по тематике, французская по форме. Четыре акта с балетом во втором действии – простая формула самой настоящей французской grand opera.
И.Ф. Стравинский «Царь Эдип», опера-оратория в концертном исполнении. Аскетичная и в то же время величественная опера-оратория представляет хор как комментатора действия – старинный принцип в музыке XX века. Высокопрофессиональный хор Новой Оперы выходит на первый план. Солисты, хор и оркестр театра Новая Опера.
Открытие цикла симфонических программ, посвященных 130-летию со дня рождения С.С. Прокофьева, состоится 15 сентября 2021. В течение года будут исполнены все семь симфоний композитора.
15 сентября 2021 «Стальной скок», сюита из балета. Концерт №4 для фортепиано с оркестром. Симфония №4. Дирижер – Валентин Урюпин. Солистка – Йол Юм Сон (фортепиано).Оркестр театра Новая Опера
12 декабря 2021 Симфония №3. «Александр Невский», кантата. Дирижер – Александр Лазарев. Солисты, хор и оркестр театра Новая Опера
12 февраля 2022 «Семеро их», кантата. Концерт №1 для скрипки с оркестром. Симфония №5. Дирижер – Александр Самоилэ. Хор и оркестр театра Новая Опера
14 мая 2022 Симфония №7. Дирижер – Нодока Окисава. Оркестр театра Новая Опера
Осень 2022 Симфонии №1 («Классическая»), №2 и №6
Образовательный кластер Новой Оперы – это новое подразделение в структуре театра. Комплекс уникальных образовательных и просветительских форматов, которые помогут сделать музыкальный театр важной частью жизни самых разных людей – разного возраста, достатка, вкусов и убеждений. Главная задача ОКНА – помочь каждому найти свою точку контакта с музыкальным театром. Перед спектаклем зрители смогут посещать «Нелекции» – легкие беседы об опере между первым бокалом и третьим звонком. Несколько раз в месяц в театре будет собираться первый театральный любительский хор. А за пределами Новой Оперы будут доступны театральные подкасты и аудиопрогулки по саду «Эрмитаж».
Программы для детей охватят аудиторию от младенцев до подростков. Главный акцент всех детских и семейных проектов – познание театра через творчество и игру. В июне 2021 пройдет первый ежегодный Театральный лагерь, где дети с родителями будут писать тексты на музыку Моцарта, создавать музыкальные инструменты и ставить музыкальный спектакль. В Международный день оперы (25 октября) запустится масштабный международный проект Opera Connect, который объединит десятки музыкальных театров мира и даст возможность детям общаться с ровесниками из других точек мира и изучать музыку разных стран.
Главный партнер по всем программам для подростков – многоканальное медиа «Кругозор», создающее развивающий онлайн-контент, доступный ребятам по всей России. Работа со школами и детскими садами начнется с общения с педагогами, которые пройдут специальные театральные тренинги и получат от ОКНА методички для проведения театральных уроков. В новом сезоне начнется масштабная работа по созданию инклюзивных программ и проектов для детей с особенностями развития. Первым шагом станет тренинг для сотрудников театра по пониманию инвалидности, разработанный экспертами фонда «Обнаженные сердца».
С сентября до января следующего года ОКНО будет резидентом детской программы музея-заповедника «Царицыно» в рамках проекта «Театрократия. Екатерина ll и опера». На территории музея будут опробованы новые форматы детских мероприятий, которые впоследствии войдут в постоянную программу театра.
Масштабная работа Образовательного кластера обеспечивается поддержкой партнера театра Аркадия Ротенберга.
Наталья Логинова – по материалам пресс-службы.
Окультурить друзей: