«Мертвые души» или Галопад в двух действиях в театре имени Евгения Вахтангова
Илья Дмитриевич, недавно мы были на пресс-показе очередного премьерного - спектакля «Мертвые души» или Голопад в двух действиях, который вышел в год 100-летия театра имени Евгения Вахтангова. Это необычный спектакль, так как в нем все роли играют двое: народная артистка России Мария Аронова и ее сын, актер Владислав Гандрабура. Вы, как культурный обозреватель, серьезно изучающий театр, поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.
- Спектакль «Мертвые души» по одноименному произведению Николая Васильевича Гоголя, обозначенный еще забытым ныне словом «галопад», отсылающим к описанию бала в «Мёртвых душах» и к фразе Гоголя «Галопад летел во всю пропалую…», в театре имени Евгения Вахтангова поставил заслуженный деятель искусств, заслуженный артист России Владимир Иванов. Он является многоопытным режиссером-постановщиком, выпускником Щукинского театрального училища, начинавший свою творческую карьеру как актер. Но, настоящим его призванием стали режиссура и педагогика. Скорее, режиссура для него явилась продолжением его педагогических способностей и талантов. Он – ведущий педагог, профессор кафедры мастерства актёра Театрального института имени Бориса Щукина.
А актриса Мария Аронова - его главная и любимая ученица, с которой он прошел педагогический путь в середине 90-х годов. И их успешная творческая тандемизация длится уже на протяжении более 25 лет, чему зрители рады, так как своими творческими достижениями на Ваханговской сцене Мария Валерьевна во многом обязана своему мастеру, Владимиру Владимировичу Иванову.
Конечно, в Вахтанговском театре она работала не только с ним. Например, Мария Валерьевна участвовала в первой постановке Римаса Туминаса «Троил и Крессида», созданной им по редчайшему произведению великого драматурга Шекспира в 2008 году после назначения его художественным руководителем прославленного театра. Правда, выступила в небольшом эпизоде; да, и спектакль быстро сошел с афиши. Так что это была единственная работа Туминаса с этой удивительной актрисой. Они все-таки немножко не подходят друг другу по темпераменту, по пониманию театра.
Мария Аронова – артистка характерная, комическая, берущая на себя все внимание зрителей. И ей сложно существовать в неких режиссерских рамках. А Иванов позволил ей развиваться и раскрываться.
Ее амплуа сформировалось во время учебы в Щукинском театральном училище (курс Владимира Иванова). Будучи студенткой 2 курса, она впервые вышла на Вахтанговскую сцену в 1992 году в роли вдовы лет тридцати Домны Евстигневны Белотеловой в спектакле «Женитьба Бальзаминова» Александра Островского, который поставил режиссер Аркадий Кац. И тогда вся Москва приходила смотреть спектакль и удивлялась тому, какая уникальная студентка играет в этой роли, как она не по годам взросла, как понимает своего персонажа, как необычна и не похожа на других. Собственно говоря, тогда и начался большой творческий путь характерной актрисы Марии Ароновой. Впоследствии она стала с успехом сниматься в кино, приобретя популярность среди широкой аудитории.
А что касается творческого сотрудничества с Ивановым и вообще жизни актрисы в театре Вахтангова, то, несмотря на то, что Мария Валерьевна на сегодняшний день востребована в российской театральной антрепризе, бывает больно читать о ней такое, что она долгие годы не выходит на сцену. Хотя за последнее время ей удалось сыграть половину ролей лучшего классического репертуара, пусть и в рамках антрепризного театра. Например, она играет Гурмыжскую в постановке Романа Самгина «Лес» Александра Островского; выступает в спектакле Алексея Кирющенко "Маленькие комедии" по рассказам Антона Чехова вместе с Сергеем Шакуровым и Михаилом Полицеймако, а также во флорентийской комедии "Приворотное зелье" Николо Макиавелли в постановке Константина Богомолова и т.д. Это видит вся страна, но за исключением некоторых рецензентов. Очевидно, им не интересна актриса Аронова, иначе они обратили бы внимание на ее работы вне ее любимого театра и на то, как она отлично владеет зрительным залом. И тогда, вероятно, для них не было бы сегодня удивления по поводу актерского откровения и парада персонажей, в которых востребованная актриса выходит на сцену в гоголевских «Мертвых душах».
Мария Аронова с каждым годом доказывает свою особую исключительность не только в своем жанре, но и своем возрастном диапазоне. Она всегда говорит, что надо идти от своей собственной природы, которая щедро наградила ее богатством ярких актерских красок, что запоминается всегда и свидетельствует о большом таланте характерной актрисы. И думается, что с годами она станет еще лучше, как дорогое вино или конъяк, как любой по-настоящему характерный актер.
В этом смысле постановка «Мертвые души», которую было решено осуществить с Владимиром Ивановым, - это большой эксперимент. Но в то же время это новый смелый шаг в творчестве Марии Валерьевны, хотя она шла к этому долгие годы. Так мастерски сыграть все роли, имея в помощниках только двух молодых артистов, которых никто не видит, хотя они, как статисты, технически профессионально выполняют свою роль.
И, безусловно, важно, что ее единственным партнером в новом спектакле является ее сын, Владислав Гандрабура, окончивший несколько лет тому назад Щукинское театральное училище. Он активно занят в репертуаре театра, хотя в ролях второго плана. А в спектакле «Мадемуазель Нитуш» (Фантазия по мотивам оперетты Эрве) в постановке Владимира Иванова его ввели на роль полковника Альфреда Шато-Жибюс. Там он выступает братом героини Марии Ароновой, начальницы монастырского пансиона. В этом спектакле у нее нет замен, хотя все остальные актеры меняются на протяжении уже 15 лет.
Что касается творческого партнерства Марии Ароновой с Владиславом Гандабурой в спектакле «Мертвые души», то надо сказать, что, отчасти, на сцене она уводит себя немного в сторону, прекрасно понимая, что ее сын тоже по актерски техничен и, к тому же, неплохо одарен внешне, и ему есть что показать и развивать. А ей, как матери, хочется, чтобы режиссер помог ему в этом. В данном случае для Марии Ароновой важно, чтобы публика в спектакле Владимира Иванова по-настоящему открыла для себя еще и полноценного драматического театрального артиста Гандрабуру, а не просто узнала его, как сына Марии Ароновой. И хочется верить, видя, как он существует в партнерстве с ней в этом спектакле, что у них получается это сделать.
То, что спектакль «Мертвые души» станет аншлаговым в насыщенном репертуаре театра имени Евгения Вахтангова, сомневаться не приходится. Это абсолютно отдельное художественное произведение, в котором заметна некая полифония театральных жанров. Можно уверенно сказать, что этот спектакль - комедия масок, которая возводит к традициям итальянского классического театра Комедии дель арте. При этом здесь соблюдены все традиции Щукинской театральной школы и традиции Вахтанговского театра. Это по-настоящему Вахтанговский спектакль.
«Мертвые души» представляют собой соединение режиссерского театра, где есть некая идея положительного, легкомысленного, яркого, зрительского, веселого театра с театром актерским. Это идея не могла возникнуть ни с того, ни с сего, это - авторский почерк Иванова, который вообще существует в нем.
И еще: не посмотреть Марию Аронову в этом спектакле будет зрительским преступлением. При этом не нужно ограничиваться этой постановкой, а надо следить за ярким творческим почерком и интересной многогранной творческой судьбой Марии Ароновой, дабы не забывать, что у нас есть такая актриса, которая сегодня является настоящей гордостью всего национального русского театра.
Алла Буловинова
Фото с пресс-показа Ильи Золкина
Окультурить друзей: