Вахтанговцы после Вахтангова...
Вот и дождались. В Арт-кафе театра имени Евгения Вахтангова состоялась очередная презентация трех книг, посвященных легендарному театру и тем театральным деятелям, которые, так или иначе, имели отношение к нему. В зале, переполненном до отказа представителями средств массовой информации с участием генерального директора Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина Дмитрия Родионова, генерального директора издательства «Театралис» Нины Шебановой и директора Вахтанговского театра Кирилла Крока, поочередно выступали, представляя свои книги, их авторы.
Самой необычной книгой, рассказывающей об истории театра, начиная с 20-х годов XX века, его не простом становлении после ухода из жизни Евгения Багратионовича Вахтангова, который основал свой театр 100 лет тому назад, оказался весьма емкий двухтомник под названием «Вахтанговцы после Вахтангова». Его авторы доктор искусствоведения Владислав Иванов и театральный педагог, профессор, заведующая кафедрой сценической речи Театрального института имени Бориса Щукина Анна Бруссер. Благодаря собранной неожиданной для многих, даже для специалистов-театроведов, информации из первых уст, книга была издана в 2020 году к грядущему 100-летию Вахтанговского театра совместно с издательством «Театралис».
Кстати, отрадно, что Анна Бруссер - внучка актеров Вахтанговского театра, которые одновременно являлись известными педагогами Щукинского театрального института - Веры Константиновны Львовой (1898-1985), начинавшей свою творческую жизнь в Вахтанговской студии - 3-й Студии МХТ, и заслуженного артиста РСФСР Леонида Моисеевича Шихматова (1887-1970). Среди их учеников много знаменитых и популярных артистов, работавших в различных театрах и кинематографе. В том числе: Ролан Быков, Леонид Филатов, Валерий Бабятинский, Сергей Проханов, Александр Ширвиндт, Людмила Чурсина и другие.
При этом они сами жили в первом кооперативном пятиэтажном доме, построенном в Большом Лёвшинском переулке в 1928 году специально для работников театра имени Евгения Вахтангова, где все были сослуживцами и знали друг о друге все не понаслышке. В числе жильцов этого дома были также Борис Щукин, Рубен Симонов, Цецилия Мансурова, Алексей Попов, Павел Антокольский и многие другие знаменитости. При этом было известно, что они встречались не только на службе, но и много времени проводили по-соседски вместе, устраивая во дворе танцевальные вечера, играли в теннис, волейбол, катались на коньках на залитом зимой катке и т.д.
И кому, как ни Анне Марковне Бруссер, выпало счастье, благодаря тесному творческому и человеческому общению с их потомками, находить, исследовать и обнародовать архивные материалы, связанные с историей театральной Москвы первой половины ХХ века, которые хранились на протяжении многих лет почти у каждого в доме.
Что важно. В двухтомнике раскрываются особенности становления и развития Вахтаговского театра, судьба которого, по словам Владислава Иванова, «все время висела на волоске». Сначала, в середине 20-х годов здесь разыгралась, образно выражаясь, великая битва Давида и Голиафа, где Голиафом были ни много ни мало Анатолий Васильевич Луначарский и Владимир Иванович Немирович-Данченко. А Давидом группа актеров во главе с театральным режиссёром, актёром, педагогом, теоретиком театра, народным артистом СССР Борисом Евгеньевичем Захавой (1896-1976), который в начале 20-х годов XX века начал заниматься режиссурой непосредственно под руководством Вахтангова. И Давид победил. Хотя у Немировича-Данченко была своя правда...
Двухтомное издание основано на личных, подчас просто домашних, не известных и никем не востребованных ранее, архивах первого поколения вахтанговцев. В него вошли письма, дневники, записи, выступления, раскрывающие жизнь 3-ей студии, а затем театра имени Евгения Вахтангова в 1920-1930-е годы. В них студийцы, отстаивая право на самостоятельное продолжение дела Вахтангова, были вынуждены постоянно решать вопрос о наследии учителя и, конечно, о том, что значит быть настоящими вахтанговцами.
В своей совокупности документальные материалы раскрывают процесс формирования самой идеи «Вахтанговского». По всему, книга восхищает своей человеческой простотой, достоверностью ранее не учтенных фактов и профессиональной сложностью.
И, в конечном счете, приятно, что эта уникальная и дорогая во всех отношениях книга «Вахтанговцы после Вахтангова» стала лауреатом VII-й премии «Театральный роман» 2020 года, учреждённой в 2014 году Бахрушинским музеем при поддержке фестиваля Биеннале театрального искусства. Всех лауреатов представляли 23 декабря 2020 года в рамках онлайн-церемонии вручения премии решением жюри под председательством народного артиста России, художественного руководителя театра «Сатирикон» Константина Райкина.
Примечательно, что лауреатом этой премии стала и помощник художественного руководителя театра имени Евгения Вахтангова по творческим вопросам доктор искусствоведения, профессор Елена Дунаева за книгу «Меловой круг Александра Дунаева» (Москва, Navona, 2020), выпущенной к 100-летию ее отца, являвшегося выдающимся театральным режиссером. В разные годы он возглавлял Центральный театр Советской Армии, Московский драматический театр имени Н.В. Гоголя, Московский драматический театр на Малой Бронной, Московский театр "Эрмитаж". Елена Александровна также была ведущей презентации всех книг.
В их числе книга "Наш Этуш", которую представила вдова народного артиста СССР Владимира Этуша (1922-2019) Елена Этуш. Она же - автор идеи написания и ее составитель. И вместе с Ольгой Белан, отвечающей за литературную запись и обработку текста, они начали скрупулезную работу над книгой буквально через пару месяцев после ухода из жизни Владимира Абрамовича.
В нее вошли воспоминания друзей, коллег, учеников, родных и близких, а также эссе, написанные людьми разных возрастов и профессий, которые общались, работали, дружили и даже отдыхали с Этушем в разные периоды его жизни. На страницах этой книги авторы не пытались восстановить длинную, укладывающуюся почти в 97 лет, биографию великого Артиста и Человека, а просто рассказали, каким был Владимир Абрамович для того или другого знавшего его: другом, партнёром, учителем или просто соседом и родственником.
И третьей, как ни странно, оказалась по-настоящему поэтическая книга заслуженной артистки России Елены Сотниковой под названием «Если б я не была актрисой…». В ней воплощен красивый, тонкий и точный творческий облик актрисы, чья личная жизнь глубоко переплелась с жизнью Вахтанговского театра. На презентации своей книги автор поведала, как трогательно и правдиво, в стихотворной форме ей удалось рассказать о Театре и вахтанговцах, и, конечно, о том, чем жила она, как актриса, а также о сложной, но любимой ею актерской профессии. И при этом актриса прочитала свои душевно и содержательно написанные стихи. И еще пела, вызвав восхищение своим всесторонним талантом.
P.S. Книги можно приобрести в книжных киосках театра имени Евгения Вахтангова, расположенных на Основной и Новой сценах, как до начала спектаклей, так и во время антрактов.
Алла Буловинова
Фото - автора
Окультурить друзей: