«Иоганн Себастьян Бах и органная музыка XIX-XX веков».
«Если бы вся музыкальная литература - Бетховен, Шуберт, Шуман - исчезла, это было бы крайне печально, но если бы мы потеряли Баха - я был бы безутешен», - так говорил о гениальности Баха его коллега, немецкий композитор Иоганнес Брамс.
В Москве в Кафедральном соборе святых Петра и Павла зрителями и слушателями на «Ура!» был воспринят музыкальный вечер «Бах и европейская музыка второй половины XX века». Это был заключительный концерт авторского цикла органиста Александра Фисейского «Иоганн Себастьян Бах и органная музыка XIX-XX веков».
Музыкальное шедевральное представление, организованное фондом Collegium Musicum, позволило гостям соприкоснуться с крупнейшими школами органной музыки сквозь призму Баха. Данный концерт цикла объединил вселенную немецкого мастера и сочинения классиков ХХ века, для которых, как и для Баха, орган был способом разговора с небесами. Предполагалось, что гости музыкального вечера «окунутся» в эту «вселенную» на полтора часа. Но уникальная музыка Баха, эксклюзивное исполнение Александра Фисейского и раритетный орган (построен в 1898 году - предприятие Вильгельма Зауэра), установленный напротив алтарной части собора «захватили» и не отпускали слушателей еще как минимум часа два после окончания концерта.
Первая часть программы - баховская. По краям расположились два превосходных, но совершенно разных цикла: прелюдия и фуга ми минор - небольшая эффектная пара, написанная молодым Бахом и прелюдия и фуга ми-бемоль мажор - масштабное сочинение мастера в расцвете творческих сил.
Образ органного Баха был бы неполным без виртуозной токкаты: адажио и фуга до мажор - сочинение с самым длинным и сложным соло педали в репертуаре того времени. Дополнилось все это музыкальное разнообразие хоральными обработками, которые всегда были «душой органной музыки Баха».
Маэстро и виртуоз Александр Владимирович Фисейский (заслуженный артист РФ, заведующий кафедрой органа и клавесина, профессор) включил в концерт две части из Органной мессы Оливье Мессиана: «Птицы и источники» и «Дуновение Духа». Триумфально завершали программу вечера «Две маленькие пьесы» Альфреда Шнитке.
София Губайдулина не раз признавалась, что для нее орган - «инструмент, который находится выше земной жизни», сакральный инструмент, который ассоциируется с Вселенной.
«И. С. Бах - такой гигант, что воспринимается не как личность, а как мощная творческая лаборатория, в которой перековывались все творческие навыки, стили, тенденции и искания музыки его времени», - сказал главное о Бахе и его музыке Борис Владимирович Асафьев - русский и советский композитор, музыкальный критик, Академик АН СССР, Народный артист.
Сабадаш Владимир.
Фото – Владимир Голиков. #Nikonrussia
Окультурить друзей: