Илья Золкин: «Работа Владимира Симонова в спектакле «Ромул Великий» стала россыпью драгоценных камней»
Уже пятый месяц в театре имени Евгения Вахтангова бушуют нешуточные страсти по поводу необыкновенной премьеры «Ромул Великий» в постановке 45-летнего режиссера Уланбека Баялиева, пользующейся большим успехом у зрителя. И, безусловно, не последнюю роль в этом играет участие в ней народного артиста России Владимира Симонова. Спектакль поставлен на грани трагикомедии. Казалось бы, в нем затрагиваются животрепещущие вопросы личности и власти. Но при этом все сделано так, чтобы зрителю можно было, не напрягаясь, постигать суть происходящего на сцене: легко и даже с улыбкой.
О спектакле рассказывает культурный обозреватель Илья Золкин, которому хорошо известна история постановки пьесы швейцарского драматурга и прозаика Фридриха Дюрренмата в России.
-Конечно, пьеса Фридриха Дюрренмата «Ромул Великий» (1948) несравнима по популярности с его же пьесой «Визит дамы» (1956), которая ставится постоянно везде, где только можно: и за рубежом, и в крупных театрах и в глухой провинции. В России этому способствует замечательный двухсерийный телефильм Михаила Козакова, созданный им в 1989 году, и другие факторы.
Пьеса «Ромул Великий» структурно и композиционно сложнее. Тем не менее, и она периодически появляется на сценах отечественных театров. Хотя в Москве она шла, чуть ли, не единственный раз в начале 90-х годов XX столетия в театре «Ленком», где спектакль ставил российский театральный режиссер Петр Штейн, а в заглавной роли самодура - императора Ромула Великого выступал Владимир Стеклов, а в роли его супруги Юлии - Ирина Алферова. Но в репертуаре постановка продержалась недолго.
Надо сказать, что пьеса сама по себе и впрямь актуальна, и она вне времени. Ее давно уже можно причислить к классике европейской драматургии, ибо в ней заложены по-настоящему вечные ценности. Правда, она сложна для восприятия, потому что в ней много абсурдистского юмора и есть нотка сюрреализма. В ней идет разговор о сложных вещах, прежде всего, о том, стоит ли удержать власть, будучи императором или отпустить все на самотек. В общем, как распоряжаться властью в своей жизни, данной народом. Это вечные вопросы. Так, например, герой пьесы – император Западной Римской империи Ромул Августул не спешит заниматься судьбой своего народа, потому что он пассивно зациклен на себе и на своих мелких нуждах и интересах. Правильно это или нет? Пьеса на самом деле, не дает ответа. Он, как всегда, у каждого зрителя свой.
Что же подвигло именно Вахтанговский театр обратиться к этой драматургии? Когда мы смотрим этот спектакль в режиссуре замечательного Уланбека Баялиева, у нас не возникает сомнения, что это абсолютно Вахтанговская пьеса. И потому, что она представлена в лучших традициях этого театра и хорошо ложится на актерский ансамбль и труппу, которой сегодня располагает театр, и по тому чувству юмора, который заложен в пьесе Фридрихом Дюрренматом. При этом театр создает несколько мистическую атмосферу в спектакле, с горечью некоего трагизма, но при этом со своеобразным, беспрецедентным юмором. Все это в традициях Вахтанговского театра времен 15-летнего правления его художественного руководителя Римаса Туминаса. Это театр светлой грусти и печали, которая всегда в его спектаклях оставляет все же светлое послевкусие.
А Уланбек Баялиев, который все-таки является учеником Римаса Владимировича Туминаса (хоть и не прямой, поскольку в 2001 году он окончил Высшее театральное училище имени М.С. Щепкина), в какой-то степени наследует режиссерский стиль мастера, понимая, в каких стенах он работает. И здесь ему в помощь идет великолепная команда Вахтанговского театра во главе с художником Евгенией Шутиной, автором сценографии, которая создает удивительно лаконичный и предельно точный художественный мир на сцене.
Уланбек Баялиев давно заметно работает в столице и не только. И не так давно с успехом поставил спектакль «Зимняя сказка» по Уильяму Шекспиру в ТЮЗе имени А.А. Брянцева в Санкт-Петербурге. А его спектакль «Гроза» А.Н. Островского, поставленный пять лет назад на Новой сцене Вахтанговского театра, стал абсолютным хитом. Именно после этого он стал безоговорочно своим режиссером в этом театре.
Сегодня Баялиев вырос в серьезного, умного режиссера, который не гоняется за легкой славой, а всегда вдумчиво работает с качественной драматургией. В его арсенале: А.Н. Островский, Б. Брехт, У. Шекспир, Ф. Дюрренматт и другие великие авторы. По стилю и по духу он воспринимается как настоящий Вахтанговский режиссер.
Спектакль «Ромул Великий» является частью парада премьер, посвященных 100-летию театра имени Евгения Вахтангова, который будет отмечаться в следующем сезоне. Что касается непосредственно постановки «Ромул Великий», то осуществить ее, конечно, было бы нельзя без крупного артиста. В данном случае таким оказался народный артист РФ Владимир Симонов, в какой-то степени гордость Вахтанговской сцены. Именно он исполняет центральную роль императора Ромула Августула и здесь виден абсолютно мастерский почерк настоящего артиста. На каких полутонах он существует, любо дорого смотреть, просто засмотришься. Поэтому каждый зритель, пришедший на спектакль, пусть и не знающий пьесы и истории Древнего Рима (и это вовсе не обязательно, потому что все показанное на сцене, могло бы происходить в любом государстве), будет в восторге от великолепной работы Симонова, которая, можно сказать представляет собой «россыпь драгоценных камней».
Сегодня эта пьеса еще идет в театре на Васильевском в Санкт-Петербурге. Там постановку осуществил Денис Хуснияров, а в роли Ромула выступает народный артист РФ Юрий Ицков, тоже интересно существующий в этом образе. А так как пьеса редко ставящаяся, зрителям не грех будет доехать до культурной столицы, чтобы посетить и этот спектакль.
Кроме Владимира Симонова в спектакле «Ромул Великий» играет замечательный актерский ансамбль, пусть не звезд первой величины, но прекрасных артистов. Часть из них несколько лет назад перешла в Вахтанговский театр из расформированного в 2016 году театра Рубена Симонова и занимает теперь видное место в Вахтанговской труппе. Среди них: Владислав Демченко, Артем Пархоменко, Сергей Пинегин, работающие с большой творческой отдачей и убедительно. Великолепна Яна Соболевская в роли супруги императора Ромула, хороша дебютантка Вахтанговского театра Евгения Ивашова в роли дочери императора. В спектакле также заняты ведущие и старейшие актеры театра: Евгений Косырев (Цезарь Рупф, фабрикант штанов), Олег Форостенко (Аполлион, антиквар), Максим Севриновский (Одоакр, князь германцев) и другие.
Можно и нужно сказать, что постановка, безусловно, удалась. Это новый взгляд на крепкую драматургию, отчасти ее долгожданное возвращение на столичную сцену. Любители Дюрренмата, его уникальной, ироничной и совсем не простой драматургии, в некоторой степени с привкусом детектива (тут его меньше, чем в его «Визите дамы», «Аварии» или «Физиках»), получают несомненное удовольствие, ибо в спектакле представлен мир таинственный и загадочный.
И, конечно, при этом зрителя ждет большое удовольствие от посещения великого театра, особенно накануне его столетнего юбилея.
Все в театр, друзья! Ура!
Алла Буловинова
Фото из интернета
Окультурить друзей: