ЧУДЕСНЫЙ ГРУЗИН, или ТОВАРИЩ СОСО, И ОН ЖЕ ИОСИФ СТАЛИН
Вот и появился долгожданный последний премьерный спектакль сезона в Московском художественном театре имени М. Горького под руководством Эдуарда Боякова под названием "Чудесный грузин" драматурга, основателя и бессменного главного редактора копенгагенского журнала «Новый Берег» Андрея Назарова в постановке режиссера Ренаты Сотириади. Многое на пресс-показе было незнакомо: о чем, что и как покажут. На сцене никого нельзя было узнать, так были загримированы артисты, хотя все они из родного театра.
Кроме двух исполнителей, которых пригласили на главные роли: 37-летнего выпускника Екатеринбургского театрального института (мастерская Азарии Блиновой), актера Театра на Юго-Западе Георгия Иобадзе (товарищ Сосо или Иосиф Сталин) и 35-летнюю телеведущую, певицу, актрису театра и кино Ольгу Бузову, в прошлом участницу и ведущую «Дома-2». Она, по всему, являла собой главную звезду постановки, представ в разных сценах экстравагантно одетой (боа, шляпы, эффектные костюмы) в роли певицы кабаре Бэллы Шанталь, оказавшейся к тому же шпионкой.
В других ролях выступили выпускник Театрального института имени М.С. Щепкина, заслуженный артист РФ Максим Дахненко (Сильвестр Ломджария, руководитель группы рабочих), 20-летняя студентка второго курса ГИТИСа (мастерская Валентина Клементьева при МХАТе) Амина Синагатуллина (девушка Наташа, дочь Ломджарии, влюбленная в Иосифа Сталина). А также выпускница Щукинского театрального института Эльвира Цымбал (Надежда Аллилуева, дама на балу, женщина на демонстрации); недавний выпускник актерского факультета ГИТИСа (курс Бориса Морозова) Матвей Сотириади (Теофил, жених Наташи) и щепкинец Николай Федоров (Порфирий, брат Наташи, рабочий, солдат, делегат съезда). И так далее...
На мхатовской сцене с легендарной на занавесе ЧАЙКОЙ, в спектакле один за другим появлялось несколько десятков артистов, а вместе с ними, удивляя зрителей, незаметно прошествовала наряженная в платье дрессированная обезьянка по имени Маша.
Да еще музыканты, подчас с редкими инструментами: Андрей Айсин (гитара), Максим Зонов (фортепиано), Матвей Сотириади (окарина, дудук), Андрей Костин (скрипка), а также Анатолий Феодоридис (доли, пандури, дудук, вокал). И в заключение целая рок-группа Legendire с барабанной установкой и электрогитарами.
И, безусловно, нельзя обойти вниманием всех тех, без которых не получились бы красочными многие сцены спектакля, в том числе сценография и костюмы, музыка и танцы, боевые искусства, не на шутку увлекающие зрителя. За это отвечали: художник-постановщик – Ирина Титоренко, художник по костюмам – Елена Ярочкина, хореограф – Леша Кот. И, конечно, постановщик грузинских танцев – заслуженный артист Дагестана Мухамеднур Султтанов, постановщик сценического боя – Вячеслав Рыбаков и педагог по грузинскому многоголосию – Вепхвия Кутивадзе.
В пьесе Андрея Назарова, обозначенной как трагифарс, есть все. И приключение, и романтическая линия с горячими грузинскими соперниками в любви, есть и политика, и разные характеры рабочих, подпольщиков, представителей власти и жандармерии, солдаты. Есть и товарищ Троцкий (Герман Андреев). И такие важные исторические персонажи, как Владимир Ленин (Максим Бойцов), который называл молодого Сталина «Чудесным грузином». В спектакле представлено как бы два образа известного всем вождя пролетариата: один - молодой и энергичный, неожиданно появляющийся в разных мизансценах со своей женой-соратницей Надеждой Крупской (Наталия Моргунова), записывающей за ним каждое его слово и таскающей их чемодан. И второй - говорящий памятник, который даёт понять, что идеи Ленина живут и после его смерти.
Тут же обворожительная певица с «двойным дном», хотя с совсем не поставленным и приглушенным вокальным голосом. А также владельцы завода и сами большевики.
Само же действие в пьесе происходит в 1902 году в городе Батуми, так тогда называлась столица Аджарии, куда Сосо Джугашвили был отправлен партией как революционер-подпольщик, чтобы поднимать рабочее движение и продвигать идеи марксизма. При этом молодой тогда Коба грабит поезда, сотрудничает с контрабандистами, организует рабочие стачки и демонстрации по заданию партии. Но после того, как однажды он едва не попадает в руки полиции, его как раз-то и спасает та самая певичка Бэлла Шанталь - героиня Ольги Бузовой.
Кто давно не видел настоящих грузин, не слышал их впечатляющего акцента, не восхищался их танцами и песнями, умением сражаться и бороться, им сполна это восполнит новый спектакль, поставленный во МХАТе имени М. Горького под названием "Чудесный грузин", который еще до премьеры, назначенной на 11 и 12 июня, вызвал немыслимый ажиотаж. И это, в первую очередь, было связано с участием в нем Ольги Бузовой.
Когда она пела, почему-то в зале раздавался саркастический смешок. На брифинге она пояснила, что не считает себя певицей. А на вопрос о том, как она получила приглашение сыграть роль в этом спектакле, она с удовольствием ответила: "В тот момент, когда мне позвонили и пригласили в спектакль, я была на коне. В горах...".
По ее словам, быть актрисой она мечтала с 16 лет, и, вот, ее мечта осуществилась ни где-нибудь, а на сцене МХАТа. Его художественный руководитель Эдуард Бояков не скрывает своей гордости, радости и удовлетворения от того, что, не сомневаясь, в конце концов, пригласил Ольгу Бузову в спектакль. И нисколько не жалеет об этом. А среди представителей СМИ можно было услышать и такое мнение: "Без нее и спектакля не было бы". Вот так...
Премьерные показы спектакля с аншлагами прошли 11 и 12 июня. Следующие спектакли состоятся в начале нового театрального сезона. При этом обещают, что в них произойдут существенные изменения... Какие? Идите и смотрите? И судите обо всем сами...
Алла Буловинова
Фото Ильи Золкина
Окультурить друзей: