«Времена года»: Вивальди – Пьяццолла
12 июня в Соборе святых Петра и Павла в рамках летнего музыкального фестиваля «Лето в соборе» фонда Collegium Musicum прошел концерт – «Времена года: Вивальди – Пьяццолла». В вечере приняли участие лауреаты международных конкурсов Константин Казначеев (скрипка), Иван Царев (орган) и Московский струнный оркестр.
Времена года ( Le quattro stagioni «Четыре времени года») венецианского композитора Антонио Вивальди - первые четыре скрипичных концерта из двенадцати концертов его восьмого опуса, цикла «Спор гармонии с изобретением», одни из самых знаменитых его произведений и одни из известнейших музыкальных произведений в стиле барокко. Концерты написаны в 1723 году и впервые опубликованы два года спустя. На первом исполнении Вивальди лично играл партию скрипки. Каждый концерт посвящен одному времени года, каждый состоит из трех частей, крайние части являются быстрыми, а средняя медленной, как и в последующих 8 концертах опуса и как в подавляющем большинстве концертов Вивальди, что впоследствии у других композиторов стало характерно для концерта как жанра. Каждому из концертов композитор предпослал сонет - своего рода литературную программу. Предполагается, что автором стихов является сам Вивальди.
«Времена года» Вивальди и Пьяццоллы - два взгляда на мир, которые разделяет 250 лет. Вместе они позволяют ощутить, каким видел круговорот жизни человек Высокого барокко, а каким – наш старший современник. Великолепный орган собора дополнил «картину» концерта, молодой виртуоз Иван Царев исполнил один из главных органных шедевров И. С. Баха.
Цикл Антонио Вивальди - философское размышление, мастерский иллюстрированный «календарь» и «обзорная экскурсия» по четырем регионам Италии. «Времена года в Буэнос-Айресе» Астора Пьяццоллы - лирическая сюита о чувствах и судьбах маленького человека в большом городе. А если их перемешать, то получится захватывающая дух машина времени, позволяющая ощутить, каким виделся круговорот жизни тогда и сейчас. Два цикла «Времен года», каждый из которых завоевал огромную популярность во всем мире - эффектное сочетание. Несмотря на свою очевидность, оно не перестает пользоваться успехом. Вместе эти два цикла исполняли и записывали скрипачи экстра-класса, лучшие оркестры мира.
Многообразие настроений, яркая палитра выразительных красок и виртуозные партии солирующей скрипки и оркестра - все это заставляет исполнителей вновь и вновь обращаться к этой музыке, пытаться открыть ее заново. Все эту великую музыку безупречно исполнил блистательный скрипач-виртуоз Константин Казначеев, обладающий фантастической техникой и артистической харизмой.
Вместе с ним эту программу зрителям и слушателям представил Московский струнный оркестр. Это уникальное содружество музыкантов-солистов, которые прекрасно знают, как играть по непростым, но прекрасным правилам, установленным Вивальди.
Слушатели также насладились встречей с потрясающим историческим органом собора. Лауреат крупнейших российских органных конкурсов, яркий молодой музыкант Иван Царев выбрал грандиозное творение Баха – Пассакалию до минор. Взяв в качестве «кирпичика» четыре такта из мессы французского композитора Андре Резона, Бах создал величественное звуковое «здание», которое справедливо считается одним из его лучших творений и по праву входит в золотой фонд мировой музыкальной культуры.
В программе вечернего концерта прозвучали: Антонио Вивальди (1678–1741) «Времена года», цикл из четырех концертов для скрипки и струнного оркестра; Иоганн Себастьян Бах (1685–1750) Пассакалия до минор, BWV 582; Астор Пьяццолла (1921–1992) «Времена года в Буэнос-Айресе».
«Зима - гравюра, весна - акварель, лето - живопись масляными красками, а осень - мозаика из всех времен года», - писал Стэнли Горовиц, а гости вечере в Соборе святых Петра и Павла смогли «сопоставить» написанное с уникальным исполнением великолепными артистами всемирно известных произведений.
Наталья Гавриленко.
Фото – Владимир Голиков.
Окультурить друзей: