Открытие выставки Александра Иванова.
Иванов — величайшая фигура в русском искусстве XIX века — в своих исканиях опередивший время. Верил, что "Явление Христа народу" поможет русскому обществу преодолеть пороки и недостатки. Библейские эскизы — незавершенная "романтическая утопия", которую Иванов задумывал для настенных росписей "в особо на то посвященном здании, разумеется, не церкви" — "храме искусства" или "храме философии".
Третьяковская галерея — обладатель уникального собрания графических работ Александра Иванова, значительная часть которых посвящена библейским сюжетам. Библейские эскизы разместили в особом зале рядом с главной картиной художника "Явление Христа народу ".
"Это был замысел, которого не замышлял ни один русский художник. И вряд ли кто-то из его европейских коллег мог представить всю евангельскую историю со стыковкой аллюзий на сюжет ветхозаветный, который перекликается с сюжетами из жизни Христа", - сказала генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова на открытии выставки.
Смена экспозиций — единственный способ показать хотя бы часть графики мастера, которой обладает музей, а это 700 листов и 40 альбомов. Акварельная графика почти как фреска — условна. Кураторы сконцентрировались на понимании художником священных текстов как некоей полифонической структуре, где все взаимосвязано между собой. Новая выставка посвящена жизни Иисуса: крещению, ученикам, чудесам.
"Самый известный графический лист из этой серии Александра Иванова "Хождение по водам". Коричневый тон, тон бумаги и пустота-пауза — это изображение лодки, это чистый нетронутый лист коричневой бумаги. Вы видите фигуру Петра, которая лишь намечена несколькими белыми штрихами, вы понимаете, какой это язык. Это середина XIX века", - объяснила журналистам Ирина Шуманова, заведующая отделом графики XVIII-начала XX века Государственной Третьяковской галереи.
Практически на всех библейских эскизах есть авторские карандашные пометки, ссылки на источники, которыми пользовался художник. Библия на французском, старинные книги по архитектуре Палестины, труды древне-еврейских историков.
"Круг его источников был очень широк. Самое главное, что художник отталкивался от библейских текстов и работал очень свободно, сочинял композиции, не имеющие никаких аналогов в мировом искусстве, они были практически не канонические изображения, это было его собственное сочинение", - рассказала Маргарита Крылова, куратор выставки.
Эта выставка — вторая часть графического цикла "Библейских эскизов". Третью посвятят вхождению Иисуса в Иерусалим.
Сабадаш Владимир.
Фото – Сергей Виноградов.
Окультурить друзей: