ДО ВСТРЕЧИ В ТЕАТРЕ…

Опубликовано 10.07.2021 в разделе В театр! | Москва

 

«Любите ли вы театр, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость…». «О, ступайте, ступайте в театр, живите и умрите в нем». Эти слова Виссариона Григорьевича Белинского (1811-1848), которому 30 мая (11 июня) 2021 года исполнилось бы 210 лет, сполна и от всего сердца мог бы повторить культурный обозреватель, фотопортретист Илья Дмитриевич Золкин.


- Илья Дмитриевич, расскажите, пожалуйста, о своей новой программе под названием «До встречи в театре», которую уже не раз показали в рамках программы «Полезное утро» на Санкт-Петербургском телевизионном канале 78. Очевидно, она является своеобразным продолжением Вашего проекта «Снимаю шляпу», родившегося в разгар пандемии в Санкт-Петербурге? И кто стал Вашими героями на этот раз? Какой формат передачи?

 

= Формат новой для меня программы далек все-таки от идеала и отличается от свободного формата программы «Снимаю шляпу». Но в ней ведется серьезный и довольно честный разговор о состоянии современного русского репертуарного театра.

 

Правда, говорить об этом развернуто в рамках требуемого телевизионного формата практически невозможно. К тому же, для меня одной из больших проблем является то, что в настоящее время мало кто смотрит современное российское телевидение. А если и смотрят, то в лучшем случае люди, которым 40+. Молодежь, к сожалению, сегодня отошла от телеэкранов. Это, наверно, связано с тем, что телевидение оказалось цензурированным в России. Правда, в прежние времена альтернатив у зрителя не было, и он смотрел все, что ему давали.

 

Хотя в настоящее время появление альтернатив тоже смущает многих. Они открыто говорят, зачем тебе телевидение, если есть, например, You Tube. Правда, у ряда граждан, даже при падении медийной популярности телевидения, все равно в подсознании по-прежнему остается уважение к нему.

 

Поэтому старый телевизионный формат, в котором идет моя программа, для меня лично мил, несмотря на предупреждение о том, что сказать в его рамках о театре то, что захочешь, не дадут. В данном формате я начал работать на одном из двух местных петербургских телеканалов: наряду с телеканалом Санкт-Петербург, есть телеканал Life 78, который когда-то назывался телеканалом 100. Именно на нем мне выпала честь вести рубрику "До встречи в театре".

 

Но ее в основном рекламный уровень позволяет говорить лишь о том, какие прекрасные спектакли и артисты работают в городе на Неве. Причем, за эти рамки выходить нельзя, в том числе из соображений короткого хронометража. Даже если я пытался чуть-чуть направить свое повествование в сторону рассмотрения каких-то конфликтных ситуаций, то мне давали понять, что зрителю это не надо и в эфир это не пойдет. В итоге получается, что на местном телевидении говоришь лишь одно: как все спектакли в России одинаково хороши, все актеры поистине замечательны, художественные руководители - гении, а режиссеры просто настолько восхитительны, что других не бывает.

 

Это, конечно, старая советская установка, что в нашей стране Советов все замечательно. А мне-то в идеале хочется раскрывать в эфире театральные проблемы и каким-то образом пытаться решить их вместе со зрителем.

 

В этом я вижу идеальный формат, к которому, наверно, все-таки надо прийти.

 

А что для Вас представляет программа "До встречи в театре"?

 

= Если откровенно, то программа "До встречи в театре" для меня -   некая «проба пера» в рамках телевизионного эфира. Это стало возможно благодаря одной замечательной петербургской актрисе, которая помогла мне проникнуть на этот канал в рамках утренней телевизионной программы, чтобы рассказывать о том, как хорошо в русском петербургском театре живется, бегите, что называется, и смотрите.

 

Собственно, сей формат в любом случае работает. И как бы не был не удачен тот или иной спектакль, по мнению кого бы то ни было: то ли массовой аудитории, то ли отдельного индивидуума, в том числе меня, все равно это не означает, что театральный человек или обычный зритель должен его пропустить и не увидеть своими глазами. А телевизионная программа "До встречи в театре", выполняя свою сверхзадачу, подталкивает к тому, чтобы потенциальный зритель купил билет и пошел в театр посмотреть тот или иной спектакль. Поэтому программа так и называется «До встречи в театре».

 

При этом я считаю, что театр - один из удивительных видов искусств в России, который, действительно, в разных жанровых постановках сеет великое, разумное, доброе и вечное, греет сердца и души практически каждого зрителя, даже не всегда понимающего, что происходит на сцене. К тому же театр обладает некоей врачевательной силой. Поэтому хочется сказать всем и каждому "До встречи в театре". Даже в плохом театре, поверьте, встретиться лучше, чем отсидеть вечером перед телевизионным экраном или где-то в другом месте.

 

Какие телевизионные передачи подготовлены в программе «До встречи в театре»?

 

= Отрадно, что уже вышло четыре ролика, которые посвящены спектаклям в Санкт-Петербурге, в том числе премьерным. Оказавшись в стенах Государственного академического театра имени Ленсовета, которым руководит Лариса Луппиан, я выбрал для эфира два премьерных спектакля, что называется «по уму и разуму», которые идут на основной сцене. Один "Бесприданница" молодого режиссера Дмитрия Луговкина. Работа, безусловно, спорная, но внедряться в подробности не стану. Но поскольку рубрика говорит сама за себя: то пусть каждый придет и посмотрит спектакль сам.

 

Второй спектакль «Мещане», поставленный недавно по великой пьесе Алексея Максимовича Горького режиссером Василием Сениным. Эта пьеса, спустя многие годы, возвращается на петербургские подмостки. Правда, полтора сезона назад она вернулась на подмостки благодаря спектаклю Театра на Васильевском. Также в этом сезоне свою сценическую версию пьесы Горького воплотила в Театре юного зрителя имени А.А. Брянцева режиссер Елизавета Бондарь. И, вот, теперь, он поставлен в Театре имени Ленсовета, что свидетельствует о том, что мода на драматургию М.Горького возвращается. К сожалению, в представленном ролике немножко поговорили о спектакле, так как редакторы при монтаже многое вырезают из готового материала. Сегодня никому нет дела до смыслов, поэтому в итоге получается такой незамысловатый рекламный формат.

 

Следующим в новой утренней программе стал спектакль Санкт-Петербургского академического драматического театра имени В.Ф. Комиссаржевской «Буря» по У. Шекспира.Спектакль – ветеран, его поставил в 1998 году режиссер Александр Морфов (Болгария)которого связывает с этим театром долгое сотрудничество. Он был даже его главным режиссером и поставил здесь пять спектаклей, которые символизировали необычайный ренессанс, подъем, возрождение этого театра.

 

В эфир также вышел ролик о премьерном спектакле прошлого сезона – «Странная миссис Сэвидж», поставленный по пьесе Джона Патрика народным артистом России Александром Кузиным. Получилось так, что этим спектаклем в 50-летний юбилей своей сценической деятельности на сцену в главной роли Миссис Этель Сэвидж вышла народная артистка России, лауреат Государственной премии России Татьяна Ткач, ведущая артистка и прима Театра на Литейном, проработавшая в нем 50 лет. И именно ей и ее роли посвящен небольшой по хронометражу материал. И здесь тот случай, когда ты посвящаешь что-то актрисе, то негатива не должно быть, а есть только позитив. Поэтому здесь все сошлось. И это большая редкость.

 

Будут ли еще представлены спектакли в рамках программы «До встречи в театре»?

 

= Да, Санкт-Петербургский театр Комедии имени Н.П. Акимова будет представлен двумя премьерными спектаклями – «Ты, я и правда» Флориана Зеллер и «Иллюзии любви»Уильяма Сомерсета Моэма. И еще один спектакль «Перемирие» Алексея Куралеха в Театре на Литейном.

 

Так что все впереди. Для меня все-таки важна популяризация самого театра на телевидении даже в таком формате, когда не удается рассказать о нем и 20 процентов из того, что хотелось бы из 100. С одной стороны, это говорит о минусах в целом самого формата телевидения и о его кризисе. Но одно не отменяет другого ни при каких обстоятельствах. Главное, мы, как можем, стараемся, друзья. До встречи в театре!

 

Алла Буловинова

 

Фото из архива И.Золкина

 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники