"Все кончено" в Московском театре юного зрителя
Человек не может не дышать!
Пьеса Эдварда Олби «Все кончено», казалось бы, является идеальной с точки зрения возможности задействовать в постановке актеров всех возрастов (включает в себя в т.ч несколько прекрасных с драматургической точки зрения ролей для возрастных актеров).
Однако, после прекрасной постановки (тогда ещё свежей, только что написанной пьесы) 1979 года во МХАТЕ молодого режиссера и актрисы театра «Современник» Лилии Толмачевой, никто, до недавней поры, так и не обратил свой взор на эту прелюбопытную пьесу классика американской драматургии. Тот МХАТОВСКИЙ спектакль, на наше нынешнее счастье, был снят и показан по советскому телевидению. Это отрадно, что сегодняшнему зрителю будет с чем сравнить постановку Камы Гинкаса в МТЮЗЕ (хотя сравнения дело неблагодарное). И так же отрадно, что тот спектакль по сути единственная работа великой Марии Ивановны Бабановой, оставшаяся на пленке и, ставшая по совместительству ее последней ролью.
Кама Гинкас после удачной постановки пьесы того же автора Эдварда Олби «Кто боится Вирджинии Вульф» (тогда ещё автор был жив, но с тех пор уже и время утекло), продолжает делать акценты на простых и не простых человеческих отношениях, подчас между самыми близкими людьми. Снова, что уже символично, используется пространство фойе МТЮЗА на втором этаже, где зрительских мест сооружается пусть и не так уж и много, зато создается удивительно доверительная атмосфера, когда каждый зритель (особенно сидящие с двух сторон по углам, а вокруг них проходит действие) является практически частью происходящего.
В пьесе Олби «Все кончено» семь персонажей. Каждый из них, за определенное сценическое время постарается ответить, по крайней мере самому себе, на важные жизненные вопросы о любви, предательстве, жизни и смерти. О смерти здесь в принципе говорят много и многие. Просмотревшие спектакль отмечают мастерское умение Камы Гинкаса ставить спектакль о смерти, однако от него вовсе не веет холодом и он все-таки оставляет зрителю проблески надежды. Собственно, неосязаемая смерть, является восьмым главным персонажем пьесы –ведь все семеро персонажей собрались у лона умирающего, вокруг его завещания. Здесь его супруга, дети, любовница, друг, врач и сиделка. Каждому актеру здесь есть, что сыграть, ведь на лицо очень ярко прописанные характеры. На сцене только лучшие из лучших из всех поколений труппы Московского театра юного зрителя.
Пьеса в первую очередь богата на ярчайшие женские образы двух антиподов, соперниц - жены и любовницы умирающего. В спектакле Гинкаса их играют Ольга Демидова и Оксана Лагутина. Их героини в течение двух с лишним часов отстаивают свое право на любовь к умирающему мужчине, впрочем, едва ли это настоящая и непримиримая борьба, обеим хватает сил осознавать, что мужчина любил обеих по-своему.
Новый спектакль Камы Гинкаса отличает редкий эстетский минимализм, где кажется при помощи простых средств он делает вместе с актерами глобальную работу, где всё, в том числе и театральное пространство, работает на постановку.
Текст Ильи Золкина, фото с официального сайта Московского театра юного зрителя (автор Лена Лапина).
Окультурить друзей: