«Служанки» Романа Виктюка: «Абсурд, доведенный до совершенства».
Актер первой версии (сейчас в театре идет четвертая) «Служанок» Николай Добрынин, когда то сказал: «Это спектакль загадка, это спектакль страсть. Ведь такие постановки рождаются раз в сто лет, и там звезды сходятся». И вот уже несколько десятилетий все мы наслаждаемся бессмертным творением Романа Виктюка.
Уникальный неповторимый спектакль, поставленный впервые в 1988 году в театре «Сатириконе», принес Виктюку мировое признание, объездил многие страны и фестивали, собрал километры рецензий и прославил актеров всех четырех составов. Невообразимая пластика, утонченные линии модерна, красота и фантастическая театральность действа, гениальные задумки режиссера и хореографа и потрясающая работа актеров уже четырех «Служанок» невероятно точно передают «душу» текста Жана Жане. Он написал пьесу в 1947 году, как говориться «по мотивам» громкого убийства сестрами-служанками своих хозяев.
Все роли в постановке Виктюка играют мужчины (таково было пожелание автора) и то, как они пластически невероятными движениями в изысканных костюмах «превращают» текст пьесы в «расследование убийства» на сцене Дома Света в Сокольниках – вызывает только восхищение.
Ради предполагаемого ничтожного наследства и личной неприязни две служанки задумали убить хозяйку, попутно «отправляя» ее любовника в тюрьму. Но как это часто бывает – все пошло не так, как планировалось…
Сестры терзаются сомнениями, одновременно восхищаясь и ненавидя хозяйку. Служанки – добровольные рабыни Мадам, а она не понимает, что является как бы ориентиром для сестер. В отсутствии хозяйки служанки разыгрывают представления, в которых одна – Мадам, другая – рабыня. Игра заключается в том, что хозяйка своими придирками «доводит» слугу до предполагаемого убийства. Это должно было случиться, но все сорвалось. А самоубийство одной служанки и каторга для другой – это как второй дубль, после которого наступит такое долгожданное избавление от то ли ненависти, то ли обожания Мадам…
И всех этих «милых» женщин у Виктюка играют красивые мужчины с прекрасной мускулатурой – Аполлоны одним словом. Все действо они жестами, движениями, ползаниями по сцене, мимикой и образами «разблюдовывают» сюжетную линию пьесы. А помогают им в этом великолепное красное платье, которое служанки тайком надевают, когда хозяйки нет дома и невообразимое меховое манто. Плюс – балетные станки, благодаря которым и исполняются всевозможные движения актерами мужчинами, похлеще девушек из сборной по художественной гимнастике.
Особое место в постановке занимает музыка на основе мелодий французской эстрады, в основном, под песни Далиды и мелодии Легрена. Заканчивается все самоубийством Клер, но как оказывается – это только начало. Дальше следует еще получасовой концерт из отдельных танцевальных номеров. В них участвует и Месье в пышном платье, исполняющий зажигательный танец. Ну и коронка вечера – танцующая у шеста Мадам.
Создатели спектакля: Постановка РОМАН ВИКТЮК; Перевод с французского ЕЛЕНА НАУМОВА; Режиссер АЛЕКСАНДР ЗУЕВ; Сценография и костюмы АЛЛА КОЖЕНКОВА; Хореография
ЭДВАЛЬД СМИРНОВ; Художник по свету АНАТОЛИЙ КУЗНЕЦОВ; Музыкальная концепция АСАФ ФАРАДЖЕВ; Помощник режиссера ГАЛИНА МУЧИЕВА. Действующие лица и исполнители: ДМИТРИЙ БОЗИН, АЛЕКСАНДР СОЛДАТКИН, НИКИТА БЕЛЯКОВ, ИВАН НИКУЛЬЧА.
Дмитрий Бозин брутален до безобразия. Александр Солдаткин блестяще воплощает Клер. Иван Никульча в роли Месье «берет» мимикой и походкой. Когда такой мужик танцует канкан на каблуках - это просто бомба. Ну и о Гении - Никита Беляков в роли Мадам. Так сыграть женщину настоящей женщине не под силу.
Каждый жест, каждая реплика спектакля отработаны до совершенства и вызывают бурные овации зала. На аплодисментах все были в экстазе — и зрители, и актеры. Некоторые женщины практически молились на артистов, не стесняясь в проявлении чувств.
«Служанкам» Виктюка - Жить!
Георгий Трахтенберг.
Фото – пресс-служба.
Окультурить друзей: