Владислав Трахтенберг – «настоящий клоун, импровизатор на сцене».
«Легенда театра, знаменующая связь времен - Владислав Трахтенберг. Его талант был эталоном артистизма, его уход связал труппу обязательством памяти. В сфере его влияния формировался творческий потенциал труппы», - говорил Владимир Ермаков российский писатель, поэт, заслуженный работник культуры РФ.
Трахтенберг Владислав Григорьевич (27.08. 1948 – 19.11.2001) - Заслуженный артист России. В 1969 году окончил Свердловское театральное училище (педагог Ю. Н. Николаев). В 1969-1976 гг. работал в Драматическом театре им.10-летия Октября (Златоуст).
В 1973-1975 гг. играл в Чеченском русском драматическом театре имени М. Ю. Лермонтова. Работал в Тюменском государственном театре драмы и комедии, Челябинском академическом театре драмы имени С. М. Цвиллинга, Архангельском областном драматическом театре имени М. В. Ломоносова. В 1976-1979 гг. - актер Орловского театра драмы имени И. С. Тургенева
В 1979-2001 гг. - Актер Орловского ТЮЗа (с 1991 г. - Орловский театр для детей и молодежи "Свободное пространство").
В российских городах артистов местных театров хорошо знают. Любовь к Владиславу Трахтенбергу была особенной, всеохватной и всепоглощающей. Она и поныне продолжает бередить души и сердца людей, звавших орловского артиста. Владислав Трахтенберг не дает почитателям его таланта снижать планку духовных ценностей. Он остается своего рода нравственным ориентиром для многих – в жизни и в профессии. В течение 22 лет Владислав Трахтенберг играл в Орловском ТЮЗе и зрители еще долго будут помнить те многочисленные глубокие образы, которые он воплотил на сцене: писатель Пончик-Непобеда в «Адаме и Еве» и Журден в «Полоумном Журдене» Булгакова, философ Пангласс в «Кандиде» Вольтера, Креон в «Антигоне» Жана Ануя, Ребе в «Тойбеле и ее демон» Зингера и Фридмана, Фраскатти в «Фиалке Монмартра» Кальмана, Вальсингам в «Маленьких трагедиях» Пушкина, Иван Коломийцев в спектакле по пьесе М. Горького «Последние», танцующий медведь в «Арканзасском чуде»...
«Никто не знал, сколько ему лет, никто не знал его отчества. Потому что человеку, с такой наивной, детской и открытой душой оно было совсем ни к чему. Он огорчался по-детски – до драки, до слез, до бросания стульями и битья посуды. Он смеялся до валяния по полу, он обижался на замечания и защищал тех, кого, по его мнению, незаслуженно обидели или оскорбили. Ему по-детски все было интересно. Он радовался какому-то открытию, откровению, чему-то необычному и искренне делился этим с окружающими. По-мальчишески сердился на себя, когда у него что-то не получалось. Влад все время бежал. Пытался успеть гораздо больше, чем мог…», - писала Маргарита Рыжикова в своем предисловии к книге «Влад. Жизнь артиста. Театральный сюжет».
«…начались и пробежали двадцать лет нашей семейной жизни, с ее буднями, радостями и горестями, с ожиданием и рождением наших детей: сына и дочери; всегда вместе и всегда с друзьями. Думаю, что именно они – его друзья и друзья нашего дома, напишут, нарисуют в своих воспоминаниях настоящий портрет Влада. Ведь на юбилее Влада в сочиненной ими песне были такие слова: «Роли…ты сыграл их очень много. Но из них главней всего одна – роль Большого друга у тебя от Бога, необыкновенная она», - это уже слова соратника, жены и друга Татьяны Власовой из той же книги.
Владислав Трахтенберг практически мгновенно влюблял в себя и друзей, и зрителей, и режиссеров с худруками, и критиков. Он «брал» искренностью, жизнерадостностью, богатством душевной энергии и невообразимым очарованием. В статье 2006 года Владимир Ермаков писал: «Мне иногда кажется, что Влад был узлом многих судеб. Словно отдельные нити незаметных событий сходились в нем в ткань нашей жизни».
Вышедшая в 2012 году книга «Влад. Жизнь артиста. Театральный сюжет» написана как раз этими друзьями и коллегами, для которых Владислав Трахтенберг «был узлом многих судеб»: жена Татьяна, Владимир Ермаков, Александр Михайлов, Геннадий Тростянецкий, Сергей Юрский, Александр Солодуха… Составитель, автор книги - театровед Мария Честных.
Слова, вынесенные в заглавие, принадлежат Александру Алексеевичу Михайлову, который осуществил свою первую режиссерскую постановку в Орле, пригласив в спектакль «Любовь к одному апельсину» виртуозного Владислава Трахтенберга.
«Он награжден каким-то вечным детством, той щедростью и зоркостью светил, и вся земля была ему наследством, а он ее со всеми разделил», - писала Анна Ахматова, и ее строки, как ни какие иные определяют Жизнь и Судьбу Владислава Трахтенберга.
Пока мы помним – он Жив!
Сабадаш Владимир.
Фото – из личного архива Владислава Трахтенберга.
Окультурить друзей: