В Театре Наций прошли презентация нового сезона и вручение первой Премии Корша
В 2021 году исполняется 15 лет Театру Наций в нынешнем формате — с командой народного артиста Российской Федерации Евгения Миронова. В эту честь 10 сентября состоялась первая церемония вручения Премии Корша. Ею награждены актёры, режиссёры, сотрудники театра и меценаты, внёсшие большой вклад в развитие театра. Среди них: народная артистка РФ Наталья Тенякова, режиссёры Анна Викторова и Тимур Бекмамбетов, Алвис Херманис (Латвия), Кэти Митчелл (Великобритания), актёры Павел Акимкин, Артем Тульчинский, Юлия Пересильд, Елена Николаева, Наталья Ноздрина, Мария Биорк, Рустам Ахмадеев, Муся Тотибадзе, художник по гриму Анна Никулина, начальник машинно-декорационного цеха Валерий Гвоздев, стейдж-менеджеры Кристина Галеева и Анастасия Галицина, Благотворительный Фонд Михаила Прохорова и СБЕР.
Своё название премия получила в честь антрепренёра Фёдора Адамовича Корша, основателя Русского драматического театра, чьё здание со 135-летней историей занимает Театр Наций. Символом премии стал кирпич, отсылающий к идее строительства театра и историческому облику здания в Петровском переулке.
«Мы проанализировали прошедшие пятнадцать лет и можем смело сказать, что это была сладостная мука, потому что строить с нуля очень сложно, но в то же время очень интересно. Мы сумели, не побоюсь этого слова, расширить культурное пространство, приглашая к работе лучших режиссёров, в том числе и мировых, предоставляя площадку для экспериментов. Мы планомерно развивали молодое поколение: начинавшие у нас режиссёры ставят теперь по всеми миру, актёры обрели популярность, гримёры выросли в художников по гриму, помощники режиссёров в стейдж-менеджеров. И сегодня настало время подумать, кому мы благодарны, и отметить их нашей Премией Корша», — говорит художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов.
Первая церемония вручения Премии Корша была стилизована режиссёром Михаилом Рахлиным под кинофестиваль. Специально для церемонии он снял фильм «Тайны красного терема», в котором в пародийной форме рассказал основные вехи истории Театра Наций. За основу была взята программа «Мистические истории с Виктором Вержбицким». Вержбицкий же стал главным героем фильма, а снялись в нём Лия Ахеджакова, Чулпан Хаматова, Ингеборга Дапкунайте, Юлия Пересильд, Анатолий Белый, Владимир Машков, Константин Богомолов, Максим Диденко, Павел Руднев, руководство и сотрудники Театра Наций.
«Чтобы не топтаться на месте, чтобы не закружилась голова от успехов, мы продолжаем работать и искать интересный материал, делать открытия, вести переговоры с иностранными режиссёрами. И в новом сезоне снова будем исследовать театр самыми разными способами. Это касается и творческих лабораторий в Новом Пространстве Театра Наций, которое мы планируем отдать на откуп молодым режиссёрам. И двух основных сцен. На них мы дадим возможность очень разным мастерам обратиться к классике: более традиционный взгляд покажет Робер Лепаж на примере «Мастера и Маргариты», а современный — Константин Богомолов, работающий над спектаклем по комедии Островского, и Марат Гацалов, который вместе с драматургом Михаилом Дурненковым будут исследовать Чехова. Кроме того, мы любим музыкальный театр, и несмотря на уже большое количество музыкальных спектаклей, никак не можем успокоиться. Мы добились разрешения на постановку легендарного мюзикла «Кабаре», и Евгений Писарев сделает нам этот подарок к концу сезона», — говорит Евгений Миронов.
Всего в сезоне 2021-2022 гг. Театр Наций представит более десятка премьер, среди которых упомянутые «На всякого мудреца» Константина Богомолова, «Мастер и Маргарита» Робера Лепажа, «Кабаре» Евгения Писарева, а также к работе над новыми постановками приступят Марина Брусникина, Никита Гриншпун, Марат Гацалов и Дмитрий Сердюк.
В Новом Пространстве Театра Наций будут показаны результаты режиссёрской лаборатории программы «Достоевский 200», посвящённой двухсотлетнему юбилею классика русской литературы Ф. М. Достоевского. В лаборатории принимают участие 7 молодых режиссёров: Михаил Милькис, Илья Мощицкий, Никита Кобелев, Евгений Маленчев, Анна Синельникова, Регина Саттарова, Канако Судзуки.
Театр Наций продолжает последовательно выступать за децентрализацию театрального искусства и проводит два крупных региональных фестиваля: Фестиваль театров малых городов России, который в 2022 году состоится в Нижнем Тагиле, и Театр Наций FEST, традиционно проходящий в Тобольске. В Томске будет проведён День уличных театров.
В рамках Федеральной программы поддержки театров малых городов при содействии Министерства культуры состоятся 7 выездных творческих лабораторий по современной драматургии в следующих регионах: Новокузнецк (Кемеровская область), Елабуга (Республика Татарстан), Керчь (Республика Крым), Нижний Тагил и Екатеринбург (Свердловская область), Александров (Владимирская область), Волжский (Волгоградская область).
У Театра Наций в этом сезоне запланированы гастроли по городам России: Пермь («Метод Грёнхольма», «Fарс-мажорный концерт для драматических артистов и оркестра»), Балашов («Наше всё… Нодар Думбадзе»), Владивосток («Дядя Ваня»), Нижневартовск («Наше всё… Ахматова. Свидетель»), Старый Оскол, Губкин, Железногорск, Новотроицк («Наше всё… Тургенев. Метафизика любви»), Санкт-Петербург («Иранская конференция», «Ходжа Насреддин»). И по городам зарубежья: Таллин, Рига («Иранская конференция», «Горбачёв»).
В презентации приняли участие:
— художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов;
— директор Театра Наций Мария Ревякина;
— соучредитель фонда Михаила Прохорова Ирина Прохорова;
— исполнительный директор управления развития бренда, департамента маркетинга и коммуникаций ПАО «Сбербанк» Елена Конурина;
— председатель Правления ООО «Абсолют Страхование» Дмитрий Руденко;
— руководитель направления поддержки инвестиционной деятельности и социальной политики компании СИБУР Сергей Проценко;
— директор департамента по взаимодействию с регионами Госкорпорации «Росатом» Андрей Полосин;
— руководитель направления имиджевых коммуникаций ПАО «Полюс» Артём Горбачёв.
Лауреаты Премии Корша по номинациям:
— «Дружба 10+» — Благотворительный Фонд Михаила Прохорова, СБЕР;
— «Превращение» — художник по гриму Анна Никулина;
— «Дебют» — народная артистка РФ Наталья Тенякова;
— «Надёжность» — начальник машинно-декорационного цеха Театра Наций Валерий Гвоздев;
— «Прорыв» — режиссёры спектакля «Ходжа Насреддин» Анна Викторова и Тимур Бекмамбетов;
— «Зависть» — спектакль РАМТа «Сын», режиссёр Юрий Бутусов;
— «Верность» — актёры Павел Акимкин, Артем Тульчинский, Юлия Пересильд, Елена Николаева, Наталья Ноздрина, Мария Биорк, Рустам Ахмадеев, Муся Тотибадзе;
— «Ответственность» — стейдж-менеджеры Театра Наций Кристина Галеева и Анастасия Галицина;
— «Признание в любви» — режиссёр Алвис Херманис (Латвия);
— «Мечта» — режиссёр Кэти Митчелл (Великобритания).
Фёдор Адамович Корш (1852-1923) — русский антрепренёр, переводчик. Родился 10 апреля 1852 года на Кавказе в семье военного врача. Окончил с отличием юридический факультет МГУ. Вёл судебную практику, приобрёл видное положение в среде московской адвокатуры. Со школы участвовал в любительских спектаклях, перевёл на русский язык несколько пьес, сочинил комедии «Сваха», «Свекровь и невестка». Получив приличное состояние после женитьбы на дочери ростовщика, создал собственный театр на паях с разорившимся коллективом Пушкинского театра. 30 августа 1882 года открылся Русский драматический театр – Театр Корша. Три первых сезона он находился в Камергерском переулке, где через двадцать лет обосновался Московский Художественный театр. А в 1885 году в Богословском переулке Фёдор Корш менее чем за год создал новый театр в здании, построенном по проекту архитектора Михаила Чичагова на земле купцов Бахрушиных. У Корша играли легендарные актёры – Мария Блюменталь-Тамарина, Александра Яблочкина, Василий Топорков, Анатолий Кторов, Иван Москвин и многие другие. Кроме того, в театре, единственном в столице, было электрическое освещение, поэтому на долгие годы он оставался одним из самых популярных в Москве. Главной особенностью Театра Корша были обязательные пятничные премьеры и «утренники» по воскресеньям и праздникам.
Театр Наций с 2006 года возглавляет народный артист Российской Федерации Евгений Миронов. За это время ему удалось привлечь к совместной работе главных мировых и российских режиссёров: Роберта Уилсона, Робера Лепажа, Томаса Остермайера, Кирилла Серебренникова, Максима Диденко, Константина Богомолова и многих других. Театр регулярно обращается как к классике, так и творчеству современных авторов: Ивана Вырыпаева, Дункана Макмиллана, Мариуса фон Майенбурга, Эльфриды Елинек и Ярославы Пулинович.
Михаил Рахлин — актёр, режиссёр. Окончил Школу-студию МХАТ (курс Р. Козака и Д. Брусникина) в 2011 году. Играл в спектаклях МХТ: «Пиквикский клуб», «Прокляты и убиты», «19.14», «Мефисто», «Юбилей ювелира». Поставил спектакли: «Santander. Две новеллы», «Тёмный камень» (2015), «Весёлые времена» (2017), VR-спектакль «Три сестры. Финал» (2020), работает над постановкой «ОМОН Ра» по В. Пелевину в МХТ им. А. П. Чехова (2021). Автор сценария и режиссёр юбилейного вечера Олега Табакова (2015). Режиссёр-постановщик телевизионного шоу «Слава Богу, ты пришёл!» (2019).
ПРЕМЬЕРЫ ОСНОВНОЙ СЦЕНЫ
«На всякого мудреца»
Премьера 10, 11, 23, 24 октября
Автор Александр Островский
Режиссёр Константин Богомолов
В спектакле заняты: Александр Новин/Кирилл Власов, Ольга Лапшина/Наталья Щукина, Марина Зудина, Вячеслав Чепурченко, Виктор Вержбицкий/Владимир Храбров, Игорь Гордин/Сергей Епишев/Горин Валерий, Александр Новиков/Александр Семчев, Евгений Перевалов/Иван Тарасов, Григорий Верник/Даниил Чуп, Александр Шумский.
Константин Богомолов взял за основу своей постановки классическую пьесу Александра Островского «На всякого мудреца довольно простоты». Её главный герой Егор Дмитриевич Глумов решает выстраивать свою карьеру через знакомства в свете. И всё бы шло по плану, если б он не фиксировал в дневниковых записях то, что думает о людях, расположения которых добивается: Крутицкий и Мамаев — тупые реакционеры, Городулин — либерал и «прекраснодушный» фразёр, Голутвин — продажный писака, Турусина — ханжествующая богатая вдова, окружившая себя приживальщиками, блаженными, странниками и гадальщицами.
«Я нежно люблю Александра Островского, но никогда не ставил его пьес. И вот появилась прекрасная возможность зайти на эту территорию. В комедии «На всякого мудреца довольно простоты» больше сатиры, чем мелодрамы. И мы постараемся использовать весь её актуальный иронический потенциал. Я не скрываю, что переписывал текст Островского, добавляя из других авторов, сочиняя самостоятельно. В случае с Островским мне кажется это наиболее естественным, потому что Александр Николаевич писал свои комедии про здесь и сейчас, реагировал на яркие события своего времени. Но тем не менее, как всякий талантливый драматург, он заложил в них универсальные коды, которые продолжают работать, даже если применить к пьесам принцип импровизационного, вольного авторского развития. Поэтому мой спектакль будет и по пьесе Островского, и на основе нашей сегодняшней жизни», — говорит Константин Богомолов.
«Мастер и Маргарита»
Премьера 6-12 декабря
Автор Михаил Булгаков
Режиссёр Робер Лепаж
В спектакле заняты: Евгений Миронов, Чулпан Хаматова, Андрей Смоляков, Виктор Вержбицкий, Дмитрий Сердюк, Гурген Цатурян, Виталий Коваленко, Наталья Ноздрина, Александр Новин, Виктория Проценко, Михаил Попов, Наталья Павленкова, Роман Шаляпин, Леонид Тимцуник, Владимир Калисанов.
Это вторая постановка знаменитого канадского режиссёра Робера Лепажа в Театре Наций. Его «Гамлет|Коллаж» с Евгением Мироновым был выпущен в 2013-м году. Робер Лепаж подхватил идею художественного руководителя Театра Наций поставить спектакль по культовому роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» и придумал ход, при котором драматический театр соединяется с цирковыми иллюзиями и видеомэппингом.
«Мастер и Маргарита» — это одновременно история любви, политическая и социальная сатира, пародийная комедия и фантастическая сказка. Это крупнейшее произведение русской литературы и по сегодняшний день остаётся манифестом, осуждающим конформизм и пропагандирующим творческую свободу, — говорит Робер Лепаж. — Для театрального режиссёра приспособить этот литературный памятник к сцене — более, чем вызов. Это реальная опасность, риск без полумер, который приводит только к выходу за рамки, поиску новаторских решений и взлому обычных кодов повествования. Хотя «Мастер и Маргарита» — роман глубоко русский, он универсален и актуален как никогда. Поэтому важно, чтобы зарубежные художники и авторы отождествляли себя с ним и вносили свой вклад в его наследие».
«Кабаре»
Премьера май 2022 года
Автор либретто Джо Мастерофф по пьесе Джона Ван Друтена и рассказам Кристофера Ишервуда
Режиссёр Евгений Писарев
В спектакле заняты: Александра Урсуляк, Юлия Пересильд и другие.
Спектакль в Театре Наций будет первой лицензионной постановкой в Москве за всю историю мюзикла «Кабаре» — с абсолютно новыми сценографией, режиссурой и хореографией. Евгений Писарев считает, что поставить «Кабаре» – это не только рискованный и амбициозный шаг, но и определённая гражданская и художественная позиция.
«Герои спектакля живут одним днём, живут на фоне катастрофы. Это последние дни Веймарской республики, когда веселье на грани истерии, когда все убегают от социальных проблем и надвигающейся беды, — говорит Евгений Писарев. — Что касается декораций, есть идея стилизованного двора-колодца, как бывает и в питерских, и в берлинских домах. И туда, в этот бункер, будут стремиться все, чтобы спрятаться от пугающей действительности. Мне хочется, чтобы эта постановка в меньшей степени напоминала бродвейские аналоги и была похожа больше на драматический спектакль, потому что драматический материал в «Кабаре» для меня не менее важен, чем музыкальный и хореографический. Это должен быть сексуально-вызывающий, грязноватый спектакль, я бы даже сказал, провоцирующий людей, которые стремятся к порядку и запретам. Хаос, истерика, агония, безудержное веселье перед закрывающейся крышкой гроба».
ПРЕМЬЕРЫ МАЛОЙ СЦЕНЫ
«Прыг-скок, обвалился потолок»
Премьера 21-24 декабря
Автор Геннадий Шпаликов
Режиссёр Марина Брусникина
В спектакле заняты: Александра Урсуляк, Дарья Калмыкова и другие.
В основе спектакля — непоставленный сценарий Геннадия Шпаликова. Как и во многих произведениях драматурга, в нём поднимается тема хороших, но невыносимых друг для друга людей. Сценарий рассказывает историю семейной пары: однажды муж напивается, попадает в милицию, а потом — в колонию на год.
«Давно болею этой историей. Ностальгия. Черно-белое кино, конец оттепели. Удивительный автор, тонкий, живой, глубокий. Эмоциональный и открытый. Редкий. Настоящий. История о любви, о нашем несовершенстве, нелепости, об ошибках, которые совершаем, и всё равно о любви к людям. Отчасти это новогодняя история, поэтому премьера запланирована на конец декабря. В главных ролях — Александра Урсуляк и Дарья Калмыкова», — говорит Марина Брусникина.
«Мастер-класс»
Премьера февраль 2022
Автор Терренс Макнелли
Режиссёр Дмитрий Сердюк
В спектакле заняты: Сати Спивакова и другие.
К юбилею Сати Спиваковой режиссёр Дмитрий Сердюк поставит пьесу «Мастер-класс» американского драматурга Терренса Макнелли, которая с успехом идёт как в США, так и в Европе. В спектакле звучит вокальная музыка Джузеппе Верди, Джакомо Пуччини и Винченцо Беллини.
«Терренс Макнелли — обладатель четырёх премий Tony, в том числе и за пьесу «Мастер-класс», написанную им в 1995 году. Она представляет собой вымышленный мастер-класс оперной певицы Марии Каллас в конце её жизни, в 1970-х годах. Это своеобразное путешествие-исповедь по тайному, скрытому от глаз почитателей и поклонников миру большого артиста с его разочарованиями, победами, болью и желанием донести до людей свой дар», — говорит Дмитрий Сердюк.
«Sveiki sulaukę (Привет дождавшимся)»
Премьера состоится в рамках XVI Международного фестиваля-школы современного искусства «Территория», далее — в репертуаре Театра Наций
Авторы Ингеборга Дапкунайте и Савва Савельев
В спектакле заняты: Ингеборга Дапкунайте
Моноспектакль Ингеборги Дапкунайте о взрослении и местах памяти: Вильнюсе, Литве, семейном доме. Режиссёр Савва Савельев вместе с актрисой кропотливо восстанавливают истории из её детства: о жизни бабушки и дедушки, о долгой разлуке с семьёй, отправленной в дипломатическую командировку, о школьных годах. Незначительные и незаметные детали становятся признаками эпохи, а лейтмотивом через весь спектакль проходят воспоминания о праздновании Рождества.
«Каждый год в Вильнюсе 24 декабря мы садились вечером за рождественский стол. В начале ужина бабушка вставала и говорила: «Поздравляю всех с Рождеством, желаю, чтобы в следующем году нас собралось не меньше», — говорит Ингеборга Дапкунайте. — Нас становилось то больше, то меньше, но этот стол нас объединял. И те, кто за ним сидели — часть меня, а я — часть их. Наш с Саввой Савельевым рассказ — признание в любви моим близким и моему городу».
«Наше всё… Ваш А. Солженицын»
Премьера 2022
Автор Александр Солженицын
Режиссёр Марина Брусникина
В спектакле заняты: Авангард Леонтьев
«Наше всё…» — цикл спектаклей малой формы, начатый в 2015 году народным артистом Российской Федерации Авангардом Леонтьевым. С предложением сделать спектакль об Александре Солженицыне Авангард Николаевич обратился к режиссёру МХТ им. А. П. Чехова, художественному руководителю театра «Практика» Марине Брусникиной.
«Лично для меня имя Александра Солженицына значит очень многое. «Ваш А. Солженицын» — так подписывался он в письмах, и так мы решили озаглавить наш спектакль. Акцент в постановке будет сделан на становление Солженицына как писателя — с момента издания повести «Один день Ивана Денисовича» до Нобелевской премии. В спектакле будут использованы письма, фрагменты прозы, нобелевская речь», — говорит Марина Брусникина.
В мае состоится премьера спектакля Марата Гацалова по новой пьесе Михаила Дурненкова. Это будет фантазия на тему чеховских пьес, в частности — «Вишнёвого сада». Для Марата Гацалова эта постановка станет третьей в Театре Наций после спектаклей «Дыхание» и «Утопия». Название и дата премьеры новой постановки будут объявлены отдельно.
«Люблинский штукарь»
Премьера 2022
Автор Исаак Башевис-Зингер
Режиссёр Никита Гриншпун
В спектакле заняты: Евгений Ткачук и другие.
В основе постановки — роман лауреата Нобелевской премии по литературе (1978 год) Исаака Башевиса-Зингера. Его герой — необычайно одарённый человек, чародей, фокусник, слава о котором идёт по всей Польше. Обстоятельства его жизни становятся настолько запутаны, что он решается на преступление.
«Почему еврейский спектакль? Потому что у меня еврейская семья, и я давно хотел сделать такую постановку. Перечитали всё, что только можно — от Шолома-Алейхема до Севелы — и наткнулись на Башевиса-Зингера. Его «Люблинский штукарь» —абсолютно замечательная история о том, как человек пришёл к Богу. Мы решили —делать. Стали искать штукаря, и лучшей кандидатуры, чем Евгений Ткачук, мне кажется, в Москве нет. Жанр — еврейский цирк, но как это сделать, я пока даже не понимаю. Не будет никакой Польши, никакой современности, не будем никого эпатировать, мы заходим на совершенно неизвестную территорию, но история — вечная», — говорит Никита Гриншпун.
ПРЕМЬЕРЫ НОВОГО ПРОСТРАНСТВА
11 ноября 2021 года будет отмечаться двухсотлетний юбилей великого русского писателя Ф. М. Достоевского. К этой дате в Театре Наций в феврале 2021 года запущен междисциплинарный проект «Достоевский 200». Помимо других направлений, он включает в себя режиссёрскую лабораторию, в рамках которой семь молодых режиссёров проведут работу над эскизами спектаклей. Их проекты были отобраны из более чем ста пятидесяти конкурсных заявок. Лучшие из эскизов будут доработаны до репертуарных спектаклей Театра Наций.
«Путь соединения великого культурного наследия с современными поисками по-прежнему кажется нам самым перспективным», — говорит куратор лаборатории, заместитель художественного руководителя Театра Наций Роман Должанский.
«Дневник писателя»
Премьера 24 ноября
Режиссёр Михаил Милькис
Интеллектуальный stand up для высшего общества XIX века, основанный на публицистических очерках Фёдора Достоевского.
«Достоевский FM»
Премьера 26 ноября
Режиссёр Илья Мощицкий
«Достоевский FM» — исследование на тему перерождения текстов и образов Достоевского в поп-культуре, их новая жизнь в современном маркетинге, мерчендайзинге, стрит-арте, песнях, клипах, сериалах, рекламе…
«Достоевская»
Премьера 1 декабря
Режиссёр Евгений Маленчев
Попытка объективной оценки личности Достоевского на основе противоречивых документов истории — текстов второй жены писателя Анны Достоевской и его первого биографа Николая Страхова.
«Рождение»
Премьера 3 декабря
Режиссёр Анна Синельникова
Исследование на тему предрешённости человеческой судьбы по мотивам фантастического рассказа Достоевского «Кроткая».
«Игрок»
Премьера 5 декабря
Режиссёр Регина Саттарова
В основе лабораторного эскиза не одноимённый роман, а биография его автора — Фёдора Достоевского. Режиссёра заинтересовала возможность поэтапно проследить взаимосвязь события личной и творческой жизни писателя.
«Сон – смешной человекизм»
Премьера 8 декабря
Режиссёр Канако Судзуки
Перформанс на стыке классической и современной хореографии, выполненный в созданном режиссёром жанре «хореографический монтаж». Жанр основан на использовании «танцевальной партитуры», напоминающей иероглифическую систему записи.
«Осень в Петербурге»
Премьера 13 декабря
Режиссёр Никита Кобелев
Эскиз по роману южноафриканского писателя, лауреата Нобелевской и Букеровской премий, Джона Максвелла Кутзее. В основе сюжета — вымышленная ситуация, в которой Достоевский тайно приезжает из-за границы в Петербург и оказывается в мире собственных персонажей.
Окультурить друзей: