«Отвергнутые шедевры» в Третьяковке.

Опубликовано 18.09.2021 в разделе Искусство | Москва

 

«Идея проекта - показать, как были встречены эти полотна современниками и как менялись эстетические представления и предпочтения спустя годы. Впервые появившись на публике, эти картины вызывали не только дискуссии и споры, но и неприятие, отторжение, даже травлю, вплоть до цензурных запретов к показу, снятия с выставок и изъятия из каталогов», - презентовали журналистам главную цель выставки в Третьяковской галерее. 


Для проекта «Отвергнутые шедевры. Вызов Павла Третьякова» отобрано 20 наиболее «громких» произведений в истории русского искусства. Идея проекта — показать, как были встречены эти полотна современниками и как менялись эстетические представления и предпочтения спустя годы. Впервые появившись на публике и оказавшись в орбите обсуждений профессионального сообщества, картины вызывали не только дискуссии и споры, но и неприятие, отторжение, даже травлю, вплоть до цензурных запретов к показу, снятия с выставок и изъятия из каталогов. Сегодня без них непредставима постоянная экспозиция одного из главных музеев страны.


 
 Сегодняшнему зрителю нелегко вообразить, что непозволительного современники находили в полотнах, которые стали гордостью коллекции. Чем могла раздражать «Боярыня Морозова» Сурикова или «Березовая роща» Куинджи, что возмущало в произведении «После побоища…» Васнецова, почему сняли с выставки «Сельский крестный ход на Пасхе» Перова и запретили экспонировать картину «Иван Грозный и сын его Иван…» Репина. Поиск ответов на поставленные вопросы — главная задача проекта.
 

 

На протяжении всей своей собирательской деятельности Третьяков приобретал вещи спорные, эпатировавшие зрителей, вызывавшие дискуссии в художественном мире. Он безбоязненно покупал работы, которые не находили одобрения среди людей, причастных к искусству, пользовавшихся авторитетом.

 

Современники критиковали Третьякова за отсутствие «правильного выбора», не одобряли многие его покупки. Их нападки, по сегодняшним меркам, не выдерживают критики, настолько дальновидными оказались воззрения и тактика коллекционера. Третьяков не раз писал, что непредвзятую оценку его коллекции смогут дать лишь последующие поколения, потому что истинным судьей станет время.

 

Из 20 полотен, включенных в состав проекта, три были написаны при жизни коллекционера, но не куплены им. Например, картины «Неизвестная» Крамского и «Принцесса Грёза» Врубеля представлены на выставке как произведения, отвергнутые в том числе и Третьяковым, — дабы раскрыть многосложность художественной жизни той поры.

 

Отобранные для этого проекта картины отмечают высшие достижения отечественного искусства XIX–ХХ столетий: сегодня понятно, что их отторгали и обличали за новизну приемов и смыслов. Они представляют не разрозненную группу изначально отвергнутых картин, но ядро коллекции Третьякова, выявляют важные интенции эпохи. Они выдержали испытание временем, завоевав безусловное признание специалистов и зрителей, и уже много десятилетий неотделимы от образа Третьяковской галереи — крупнейшего музея национального искусства.

 

Каждая картина на выставке - это бесспорный шедевр русского искусства XIX-ХХ столетий. Без них сегодня просто невозможно представить себе Третьяковскую галерею, а соответственно и нашу жизнь.

 

 

 

 

 

 

Наталья Логинова.

 

Фото – Сергей Виноградов.

 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники