«Мрожек + Мрожек» в театре «У Никитских ворот»
Вот и случилась первая премьера в новом сезоне 2021/2022 гг. на Старой сцене в театре "У Никитских ворот", руководимого народным артистом РФ Марком Розовским.
Здесь поставлен спектакль «Мрожек+Мрожек» по двум одноактным пьесам ярчайшего представителя драматургии абсурда польского прозаика, драматурга и эссеиста Славомира Мрожека (1930-2013).
Одна пьеса под названием «В открытом море» в переводе Святослава Святского идет в первом действии; другая - «Забава» в переводе Евгения Вишневского - во втором.
Небезынтересно, что режиссер постановки Наталья Людскова по первому образованию актриса. В 1995 году она окончила Ярославский государственный театральный институт по специальности «актриса театра и кино» (курс профессора Вячеслава Шалимова). А затем, в 2013 году, предпочтя режиссуру, окончила режиссерский факультет Театрального института имени Бориса Щукина (курс народного артиста РФ Леонида Хейфеца), что позволило ей вплотную заняться режиссерской деятельностью во многих театрах, как в Москве, так и в других городах России, включая Рыбинск, Курск, Ногинск, Брянск.
Целых пять лет, с 2013 по 2018 годы она работала в Московском театре «Et Cetera» под руководством Александра Калягина, являясь режиссёром-ассистентом спектаклей, в том числе у таких театральных мэтров, как Роберт Стуруа и Адольф Шапиро.
Примечательно, что в обеих пьесах фигурируют по три действующих лица, которые с огромной энергетической отдачей исполняют три актера.
Один - Владимир Давиденко, который 20 лет работает в театре "У Никитских ворот" сразу по окончании Школы-студии МХАТ (курс народного артиста России Авангарда Леонтьева).
Второй артист – совсем молодой Марк Кондратьев, окончивший Школу-студию МХАТ в нынешнем, 2021, году (курс заслуженного артиста России, художественного руководителя Московского драматического театра имени А.С. Пушкина Евгения Писарева) и сразу принятый в труппу театра.
И третий - 30-летний Иван Арнгольд, который в 2018 году окончил Высшее театральное училище имени М.С. Щепкина (курс народного артиста России Бориса Клюева). В настоящее время он там же преподает студентам "Мастерство актера".
Все трое, дружно перемещаясь из одной одноактной пьесы в другую, с разницей лишь в том, что в одной истории один из героев будет… съеден, а во второй... повешен. И все это на аскетически обустроенной сцене, где, например, во втором действии стоит лишь стол, окруженный стульями, над которым протянута веревка с разноцветными флажками, словно на празднике.
В обеих пьесах определенно звучит один лейтмотив, заключающийся в том, что необходимо одному из героев принести себя в жертву во благо других и обрести Свободу, или веселиться, чтобы «сломаться» и почувствовать «праздник жизни», потеряв Себя. Это - тот самый выбор, который беспощадный по всему автор предлагает и героям пьесы, и вниманию публики, собравшейся в небольшом в зале на обозрение происходящего.
По словам режиссера Натальи Людсковой, перечитав как-то пьесу Мрожека "Забава", она поняла ее актуальность, поскольку в ней затронута острая, животрепещущая тема свободы человека. И когда Марк Григорьевич предложил ей поставить спектакль в театре «У Никитских ворот», она вдруг, рискнув, предложить ему «Забаву». А потом выяснилось, что он давно уже сам хотел поставить другую пьесу Мрожека «В открытом море».
Так и возникла идея объединить две пьесы Славомира Мрожека в один спектакль «Мрожек+Мрожек».
Получилось весьма любопытно и особенно эксцентрично. А главное, артисты искренне и весьма эмоционально пытаются представить на сцене все то, что руководит не простыми действиями их героев.
Алла Буловинова
Фото автора
Окультурить друзей: