Лауреаты «Амурской осени» в спектакле «Лев зимой».
«Я огрызался и организовывал заговоры всю мою жизнь – иначе нельзя быть королем, быть живым и дожить до моих лет», - написано в пьесе американского писателя Джеймса Голдмена о событиях начала прошлого тысячелетия, и как же это актуально сейчас, спустя 838 лет…
На 19-м Открытом фестиваля кино и театра «Амурская осень» спектакль «Лев зимой» получил три награды: Приз за режиссуру – Сергей Гинзбург, Приз за лучшую женскую роль – Анна Якунина, Приз Максиму Аверину от президента фестиваля Сергея Новожилова. Чем не повод пересмотреть легендарный спектакль.
«Лев зимой» – популярная во всем мире историческая пьеса американского писателя Джеймса Голдмена, посвященная взаимоотношениям в семье Генриха II и Элеоноры Аквитанской. 1183 год. Англия. Во время Рождественских празднеств стареющий король Англии Генрих II должен назвать имя наследника. На это событие прибывают жена короля Элеонора Аквитанская, которая провела десять лет в тюрьме за участие в заговоре против монарха, любовница короля – тщеславная принцесса Элис, ее брат, король Франции Филипп II и трое сыновей Генриха II: Ричард Львиное Сердце, Джеффри и Джон. Все члены семьи люто ненавидят друг друга. Их объединяет лишь одно – непомерная жажда власти и готовность пойти на любое предательство ради нее…В общем - все как всегда и все как сейчас.
Спектакль «Лев зимой», поставленный в 2020 году известным режиссером Сергеем Гинзбургом и продюсерской компанией «М‑АРТ» (Анастасия Могинова) – это новое современное прочтение этой пьесы, главные партии в которой великолепно исполняют все те же номинанты «Амурской осени» - Максим Аверин и Анна Якунина.
История о том, как в погоне за деньгами, властью и могуществом люди перестают быть людьми, попирают родственные связи, пускают побоку нормы морали и как итог - совершают смертные грехи, не только «оголила» проблемы современного общества, но и стала по истине «народной постановкой». Билеты не достать, зал ломиться (правда, сейчас – с рассадкой по нормам пандемийного времени), гастроли труппы спектакля расписаны на годы вперед…
Главные герои «проигранные» Авериным и Якуниной – это помимо таланта и его воплощения на сцене, нескончаемая палитра эмоций, которая подталкивает зрителя к размышлениям на глобальные философские темы, касаемые каждого сидящего в зале. И не важно, что действие постановки происходит практически целое тысячелетие назад, проблемы, вскрываемые текстом и его «презентацией» зрителю, актуальны как никогда. Артисты так вживаются в роли, что каждый зритель видит как бы себя на сцене – с достоинствами и недостатками, соблазнами и пороками, амбициями и желаниями, которые зачастую не подкреплены ничем, кроме самих амбиций.
Всенародно любимые, заслуженные и перезаслуженные Аверин и Якунина в ролях Генриха II и Элеоноры Аквитанской не только сами прекрасно «доносят» до публики перипетии пьесы, но и помогают коллегам раскрыть свой талант и обаяние: Гела Месхи (Ричард I Львиное Сердце), Владимир Фекленко (Джеффри II Плантагенет (герцог Бретани)) и Сергей Соцердотский (Иоанн (Джон) Безземельный). А в образе капризной и коварной Элис - молодая и яркая Мария Свирид, дочка Анны Якуниной, которая точно не уступает звездной матери ни в шарме, ни в таланте, ни в пленительности…
Реальные исторические личности, лаконичная сценография, невероятные балдахины и геометрически точные кубические конструкции – все это плюсуется по ходу просмотра, и итогом получаем нереально правдоподобное театральное воплощение человеческих грехов и пороков, которые иногда становятся невосполнимыми, к сожалению.
Максим Аверин в роли Генриха II, аки мудрый Лев - «был справедлив, когда мог себе это позволить» - могущественен и силен, но растерян и раним. Король не может только одного - жить вечно, и Генрих это понимает. Прекрасно осознает это и Элеонора (непревзойденная Анна Якунина), тот самый «серый кардинал», который правил руками сначала своего мужа, а потом – сына. Вот эту сыновью дилемму и пытаются решить герои постановки. Добавляют «перца» в семейные разборки король Франции со своей сестрой Элис, которая должна стать женой одного из сыновей, но давно является любовницей самого Генриха…
Смогут ли персонажи «Лев зимой» разрулить ситуацию, и чем или кем им придется при этом пожертвовать, а главное – кто сделает тот самый, фатальный и необратимый шаг: это те вопросы, на которые отвечает не только труппа спектакля, но и каждый зритель, ну если он честен перед самим собой.
Сабадаш Владимир.
Фото – Георгий Трахтенберг.
Окультурить друзей: