Достоевский в Третьяковке

Опубликовано 13.11.2021 в разделе Искусство | Москва

 

Выставка «Достоевскому посвящается», приуроченная к 200-летию со дня рождения писателя, открылась в Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке.


Фокус-выставка расположилась в залах постоянной экспозиции и состоит из девяти произведений живописи, материалов из отдела рукописей Третьяковки.

 

Главным произведением фокус-выставки является единственный прижизненный портрет Ф.М. Достоевского, который был заказан П.М. Третьяковым для портретной серии выдающихся отечественных деятелей и до сих пор занимает важное место в постоянной экспозиции Третьяковской галереи.

 

История создания картины тесно связана с глубоким почитанием писателя семьей основателя Галереи. П.М. Третьяков размышлял и не раз писал о высокой миссии Достоевского и его роли не только в русской литературе, но и в интеллектуально-нравственном развитии общества. Он относился к писателю с особым пиететом, именуя его «апостолом правды», «нашей общественной совестью», а его жена, В.Н. Третьякова, называла Фёдора Михайловича «центром правды и истины». Романы Достоевского, посвященные тайнам человеческого бытия, трагедиям человеческой души, ее нравственным поражениям и сомнениям, ударам судьбы и всепобеждающей силе духа, заставляли каждого, по словам супруги коллекционера, «переработаться и стать лучше». В воспоминаниях и письмах часто встречаются рассказы о семейных чтениях в доме Третьяковых в Лаврушинском переулке, на которых звучала проза Достоевского.

 

Влияние Ф.М. Достоевского на современных ему художников трудно переоценить. «Человек есть тайна. Ее надо разгадать… я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком», — эти слова Достоевского выражают внутреннюю суть тех проблем, которые неизменно волновали русских художников: В.Г. Перова, И.Н. Крамского, В.М. Васнецова, В.И. Сурикова, И.Е. Репина, В.А. Серова и других. Многие из них не раз признавались, что творчество писателя обладает для них живительной силой, и ставили его рядом с Шекспиром, а порой и выше английского классика. 

 

В проект также включено шесть произведений из собрания Третьяковской галереи, к которым обращался Ф.М. Достоевский: «Гимн пифагорейцев восходящему солнцу» (1869) Ф.А. Бронникова, «Последняя весна» (1861) М.П. Клодта, «На острове Валааме» (1873) А.И. Куинджи, «Проповедь в селе»  (1861) и «Охотники на привале» (1871) В.Г. Перова и «Привал арестантов» (1861) В.И. Якоби. Не всегда его высказывания носили положительный характер, но они последовательно раскрывают эстетические взгляды писателя на цели и задачи искусства в разные десятилетия — в 1860-е и 1870-е годы.

 

Обращение Достоевского к анализу картин отечественной живописи обнаруживает его неравнодушное отношение к русскому искусству. В публицистическом наследии писателя, к сожалению, всего две статьи, касающиеся русской живописи. Первая посвящена выставке в Академии художеств в 1860–1861 годах, вторая — Международной выставке 1873 года в Вене. 

 

Специально к проекту подготовлен видеоролик, рассказывающий о Достоевском, его отношениях с Третьяковым и роли писателя в художественной жизни России второй половины XIX века. Куратор – Татьяна Юденкова.

 

Выставка продлится до 13 марта 2022 года.

 

 

 

 

Наталья Логинова.

Фото – Сергей Виноградов.

 

 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники