Балалайкин и Ко в постановке Сергея Газарова
Добротно и добросовестно, с профессиональным изыском сделан спектакль-трагикомедия "Балалайкин и Ко" по роману гениального сатирика XIX века Михаила Салтыкова-Щедрина (1826-1889) «Современная идиллия», написанному им в 1877-1883 годах, в инсценировке Сергея Михалкова.
Смотришь на постановку в двух действиях (с одним антрактом), не отрываясь, и диву даешься, как будто недавно написано сатирическое произведение и воплощено на сцене старого, но с новым названием театра "Прогресс сцена Армена Джигарханяна". Столько было увидено разножанровых спектаклей за 25 лет, с 1996 по 2021 гг., на этой сцене здания, в котором поначалу, много лет назад, с 1958 года, находился кинотеатр "Прогресс".
И даже удивительно, что первое слово, которое сразу пришло на ум под впечатлением от увиденного, когда начался пресс-показ премьерного спектакля "Балалайкин и Ко": "какой прогресс!". И именно это слово, как нельзя, кстати, сочеталось с необыкновенно талантливо и изобретательно поставленным спектаклем режиссера Сергея Газарова, который стал его первой режиссёрской работой в театре Джигарханяна в качестве художественного руководителя.
Вот такое оказалось совпадение и так оправдано новое название в прошлом "Театра п/р Армена Джигарханяна".
Он, слегка импровизируя, преподносит историю, рассказанную Салтыковым-Щедриным не только как сатиру, но и как философскую притчу о человеке как таковом.
Это острая сатирическая история о двух приятелях — двух опустившихся интеллигентах - Глумове и Рассказчике, бывших любителях свободы, которые всеми силами пытаются встроиться в рамки новой жизни. Сначала они предпочитают выжидать, сидеть смирно и не высовываться, что у Салтыкова-Щедрина называется одним емким словом «погодить». Но в ходе пьесы вместе с жуликоватым адвокатом Балалайкиным, чьим именем в конечном счете назван спектакль, они ввязываются в дикую авантюру, заключая сомнительную сделку с собственной совестью.
При этом очень забавляет и основательно завораживает игра актеров всех уровней, что называется «от мала до велика». соответствуя содержанию спектакля и замыслу режиссера. Это какой-то несказанно интересный, как само собой разумеющийся естественный рассказ в лицах обо всем, что придумал в своем гротесково-сатирическом произведении мудрый Салтыков-Щедрин. Здесь все передается с определенным чувством юмора, ненавязчивым сарказмом и иронией, и, главное, без какой-либо пошлости, шокирующей глаз и слух зрителя, и без назидательности в откровенной иллюстрации происходящего на сцене.
Отрадно, что среди исполнителей ролей сплошь знакомые и даже знаковые артисты, которых можно отнести к корифеям театральной сцены. Среди них: заслуженный артист РФ Сергей Чонишвили (Глумов), покоряющий своей артистической харизмой; заслуженный артист РФ Сергей Серов (Иван Тимофеевич), с полной отдачей своего огромного таланта представивший неоднозначный образ своего героя; обаятельный во всех отношениях Сергей Климов (Рассказчик); превосходно владеющий сатирическим жанром и глубоко вписавшийся в непростой сюжет постановки острохарактерный Андрей Анкудинов (Иван Иванович Очищенный); Альберт Хасиев (Балалайкин), выступивший на грани цирковой эксцентрики. Особенно поразил своей игрой Алексей Анненков (Редедя), в бытность ведущий актер «Театра п/р Армена Джигарханяна», изменившись почти до неузнаваемости внутренне и внешне в предложенном ему умопомрачительном образе.
Вместе с ними слаженный актерский ансамбль составили и другие замечательные артисты театра, в том числе Иван Гордиенко (Онуфрий Парамонов) и Светлана Макарова-Васильченко (Фаинушка, купчиха, содержанка купца Онуфрия Парамонова), а также молодые актеры, некоторые из которых по окончании театральных учебных заведений совсем недавно пополнили труппу театра. Среди них: Дмитрий Володин, Тимур Тихомиров, Роман Керн, Егор Сазыкин, Станислав Буров, Денис Кириллов и Евгений Марков (Страхи). А также блеснувшие на сцене в роли двух красоток, изящных, пластичных девушек-соблазнителец Моряна Анттонен-Шестакова и Кристина Исайкина, окончившие в разное время Московскую театральную школу Олега Табакова.
Вместе с Сергеем Газаровым спектакль создавали: известный сценограф Владимир Арефьев; художник по костюмам Мария Боровская из знаменитой династии художников Давида и Александра Боровских; режиссер по пластике Сергей Землянский, автор направления "Новая пластическая драма", которое появилось на стыке трех театральных жанров: драматического спектакля, танцевального театра и выразительных эмоций пантомимы, и художник по свету Антон Стихин, окончивший постановочный факультет Школы-студии МХАТ (мастерская Виктора Шилькрота и Евгения Виноградова). .
Идите и смотрите новый спектакль, не откладывая. Не пожалеете.
Следующие спектакли состоятся: 19 и 28 ноября и 4, 12, 18, 24 декабря 2021 года.
Алла Буловинова
Фото Ильи Золкина
Окультурить друзей: