Бродяга и Артист

Опубликовано 19.11.2021 в разделе Мир Музыки | Москва

 

Народный артист России Олег Погудин в Мастерской Петра Фоменко «презентовал» своего «Вертинского».


Эта программа, задолго до  фильма Светланы Астрецовой о гениальном шансонье и сериала «Вертинский», который вышел буквально недавно,  уже много лет назад стала культовой: билеты на нее расходятся моментально, а в зале всегда можно увидеть хотя бы несколько известных персонажей, а количество цветом и децибелы аплодисментов – вообще не поддаются описанию.

 

«Серебряный голос России», умнейший и добрейший человек, артист с непревзойденным талантом и искрометным юмором, вдохновенным отношением к творчеству и преданный своему зрителю   давал концерт-спектакль в Мастерской Петра Фоменко.  Сочетание имени исполнителя, Вертинского и сцены, давно ставшей для москвичей театральной Меккой, привело к тому, что билеты были раскуплены за несколько часов, а в зале, помимо обожающей Погудина публики, можно было увидеть артистов, музыкантов, фотохудожников и даже представителей СМИ.

 

Проникновенный взгляд на публику, вдохновенное исполнение, метаморфические преобразования голоса и мимики, фантастически невероятные па руками, ну и, конечно - же, Голос, который забыть невозможно, а повторить нереально – все это Олег Погудин в Мастерской Петра Фоменко.  Многие специально приехали из других городов, например, Елена Сергеевна Березина, профессор, завкафедрой, из Омска.  «Олег Погудин не просто реанимировал Вертинского, но и создал великого трагического поэта, открыв и написав новую страницу его творчества, и это пропустить нельзя», - с придыханием сказала она мне после представления.

 

Пианист виртуоз Олег Вайнштейн не просто аккомпаниатор этого спектакля, он звезда Мариинки и «соавтор» многих известных артистов, концертмейстер со своей афишей, лауреат многих международных конкурсов, член Шопеновского общества, доцент Санкт-Петербургской консерватории. На воскресном вечере он  играл Рахманинова и Шопена - Вертинский был дружен с Рахманиновым. Песня «Чужие города» была впервые исполнена у него в гостях. Ну а Шопен – один из самых популярных в Серебряном веке композитор.  

 

И вот созвучие такого исполнителя и аккомпаниатора зрители спектакля увидели и услышали в этот вечер. Удивительное взаимопонимание с полуслова и полувзгляда, со взмаха руки исполнителя и «воплощение» этого взмаха концертмейстером и были продемонстрированы  двумя  мэтрами сцены. А учитывая то, что Погудин еще в школе прочитал книгу о  Вертинском, то и «связь» что ни на есть – родная: каждая песня выстрадана, разобрана на «атомы» история ее создания, обыграно и показано мимикой и жестами практически каждое слово... Низкий поклон артисту за то, что исполняет Вертинского   не грассируя…

 

Моноспектакль состоит из двух частей. Перед антрактом Олег Погудин вышел на средину сцены, стал в образ, устремил взгляд на дальние ряды  - в этом виден АРТИСТ! Отдельная «часть» вечера  - это улыбка и  руки народного любимца, которые «живут отдельной жизнью»: тонкие пальцы перебирают, летят как птицы, «озвучивают» и показывают практически каждую мысль песни…

 

В антракте среди публики постоянно раздавались голоса: «Вот он, настоящий Вертинский».

 

«А можем ли мы увидеть «настоящего» Вертинского?», - спросил я у консультанта документального фильма «Вертинский. Одинокий странник» Анны Сокольской.

 

- Весь вопрос в том, что такое «настоящий»? Мы не можем увидеть, как пел Вертинский – эти кадры не сохранились. Есть пластинки, есть кинороли. А вот кино и телесъемки его выступлений нет. Ежедневное телевещание началось в Москве 70 лет назад, но Вертинскому места на экране не нашлось. Это - невосполнимая потеря.

 

Но искусство – не шоу «точь в точь». И конечно, мы видим не Вертинского, а Олега Погудина, который на материале песен Вертинского с позиции нашего современника рассказывает историю о судьбе человека на переломе эпох.

 

Но есть еще одно, о чем нельзя не сказать.  Снять любой байопик или экранизировать классику безумно сложно еще и потому, что у каждого зрителя есть свой образ Ахматовой, Блока, Наташи Ростовой или Андрея Болконского. И очень часто зритель говорит: нет, это не мой Толстой или не мой Вертинский. А бывает, что восклицает как у Грина в «Алых парусах»: «Совершенно такой!»

 

И это случай Погудина.  

 

В этот вечер Погудин порадовал публику следующими шедеврами: «Сумасшедший шарманщик», «За кулисами», «Лиловый негр»,  «Маленький креольчик», «Ваши пальцы пахнут ладаном», «Мадам, уже падают листья»,  «Бал Господень»,  «Попугай Флобер», «Темнеет дорога», « Прощальный ужин», «То, что я должен сказать», «Чужие города»,  «Желтый ангел», «В степи молдаванской», «Злые духи», «У высокого берега», «Доченьки», «В синем и далеком океане», «Над розовым морем», «Письмо первому заместителю министра культуры Кафтанову С. В.» (читает), «Матросы». Ну и на БИС, у Погудина иначе не бывает - «Дорогой длинною».

 

Стоячая овация продолжалась десять минут. Во время исполнения «Я не знаю, зачем» в зале слышались рыдания…

 

 

 

Сабадаш Владимир.

 

Фото – Светлана Юрьева и   Елена Мартынюк.


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники