"Идиот. Возвращение"

Опубликовано 03.12.2021 в разделе В театр! | Москва


Под таким названием в последний день осени, 30 ноября, Санкт-Петербургский театр «Мастерская» под руководством Григория Козлова показал на сцене на Сретенке Московского академического театра имени Вл. Маяковского чуть более четырехчасовой спектакль по Ф.М. Достоевскому. Примечательно, что мероприятие состоялось в рамках продолжающегося юбилейного фестиваля "Уроки режиссуры" Биеннале театрального искусства (24 сентября-13 декабря 2021 года), за организацию которого с 2017 года отвечают два его основателя и арт-директора - профессор Школы-студии МХАТ, доктор искусствоведения, театральный критик, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского сектора Школы-студии МХАТ Ольга Егошина и театральный критик и журналист, обозреватель "Новой газеты" Марина Токарева.

 

Многие слышали о спектакле «Идиот», который был поставлен  в Большом драматическом театре Санкт-Петербурга Георгием Товстоноговым в 1957 году с неповторимым Иннокентием Смоктуновским в главной роли. Или сегодня часто вспоминают  художественный фильм под этим названием с Юлией Борисовой и Юрием Яковлевым, снятый в 1958 году Иваном Пырьевым по мотивам первой части одноименного романа Федора Достоевского, который в титрах обозначался как «часть первая». 

 

Нельзя забыть и необычную постановку «Идиот» Сергея Женовача, растянутую на три вечера подряд с тремя спектаклями на сцене Театра на Малой Бронной в 1995 году с участием талантливого актера Сергея Тарамаева в роли Мышкина. Первый спектакль. - «Бесстыжая», второй - «Рыцарь бедный» и третий - «Русский свет».

 

У художественного руководителя постановки Григория Козлова и режиссерской группы в составе Галины Бызгу, Алексея Потемкина, Григория Серебряного получилась настоящая фантасмагория с тремя действиями и двумя антрактами, которую составили четыре сцены из жизни Льва Николаевича Мышкина.

 

Точнее, спектакль, поставленный одиннадцать лет назад, 6 ноября 2010 года, режиссером и театральным педагогом Российского государственного института сценических искусств (РГИСИ) Григорием Козловым со своими студентами с тщательной и подробной, практически без каких-либо купюр, инсценировкой первой части романа великого писателя, захватывает лишь первый день пребывания 26-летнего князя Мышкина в Петербурге. Но это повествование в спектакле является не завязкой целой истории, а законченным сюжетом, где все линии повествования доведены до своего логического, трагического конца.

 

Примечательно, что обычно в спектакле «Идиот. Возвращение» роль князя Льва Николаевича Мышкина в очередь играют три разных актера - Евгений Перевалов, Евгений Шумейко и Максим Студеновский, каждый из которых привносит в постановку свою, присущую каждому в отдельности, палитру оттенков загадочной для многих и неординарной личности.

 

Небезынтересно, что в 2010 году все три исполнителя роли Мышкина, оказались в числе лауреатов Санкт-Петербургской независимой актерской премии имени В.И. Стржельчика.

 

Что касается представленного сюжета, то спектакль начинается со сцены в поезде в тот момент, когда князь Мышкин (в исполнении Максима Студеновского) возвращается из Швейцарии, где несколько лет лечился от эпилепсии, в Петербург к единственным оставшимся у него родственникам — семье Епанчиных.  И именно в поезде, находясь в шумной компании, он знакомится с молодым купцом, Парфёном Рогожиным (Сергей Интяков), крепко влюбленным, по его признанию, в Настасью Филипповну Барашкову (Арина Лыкова), которому искренне рассказывает свою не простую личную историю. 

 

А по прибытии в город, сразу же оказывается в центре назревающего трагического скандала. Все, кого он встречает, фатальным образом связаны с молодой красавицей Настасьей Филипповной – роковой женщиной с изломанной судьбой…, которая просто царит на сцене, позволяя себе в конце спектакля самую безумную "роскошь" для себя - бросить в огонь при обступивших ее плотным кольцом многочисленных свидетелях целое состояние -100 тысяч рублей, принесенных ей в завернутой толстой упаковке участником банды Рогожиным...   

 

На сцене в первом действии появляются сразу один за другим целой цепочкой не менее 17 актеров, которые затем в разных образах попеременно появляются перед словно замерзшими в зале зрителями, следящими не только за происходящим на сцене, но и внимающим актерской игре, совсем не похожей на игру и представление "Идиота" на других известных сценических площадках театров Москвы и Санкт-Петербурга.

 

Особенно интересен в трактовке театра своеобразный образ князя Мышкина. Здесь он человек, лишенный идеализации, но при этом несущий в себе внутренний свет, который озаряет всех, с кем сталкивается по воле случая, выявляя в каждом персонаже, представленном на сцене, совершенно неожиданные индивидуальные черты и человеческие качества… И это, конечно, надо видеть.

 

 

 

 

Алла Буловинова

 

Фото Ильи Золкина и с сайта Санкт-Петербургского театра «Мастерская» под руководством Григория Козлова

 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники