ЖЕНЩИНЫ ЕСЕНИНА

Опубликовано 08.12.2021 в разделе В театр! | Москва

 

 

Бедный Есенин. Такая оказывается несусветно мрачная жизнь у него была. То ли от множества любимых им и преклонявшихся перед ним женщин, то ли от того, что безудержно пил, находясь постоянно под влиянием острого алкогольного опьянения. 


И в выражениях при этом не стеснялся. Слово "сука" в ругательном смысле на протяжении спектакля (особенно во втором действии) как-то безудержно и естественно не раз вырывалось из его уст. 

 

И в большей степени пребывания на сцене в образе Есенина молодой и пылкий Андрей Вешкурцев, в изнеможении, со всего размаха падал навзничь ничком на пол, не в состоянии держаться на ногах, вызывая ужас и жалость одновременно у не подготовленного зрителя.

 

Такие мысли и соответствующие им чувства возникли при просмотре генерального прогона премьерного спектакля "Женщины Есенина" во МХАТе имени М. Горького в постановке известного режиссера в театральных кругах Латвии, а также в России и за рубежом, выпускницы ГИТИСа (курс Бориса Юхананова), обладателя множества престижных наград Галины Полищук.

 

Спектакль, повествующий о тайнах личной жизни великого русского поэта и рассказывающий не только о его не простых отношениях с мамой, Татьяной Федоровной Есениной (1875-1955), но и о незаурядных женщинах, под воздействием любовных чувств к которым он писал свои жгучие и проникновенные стихи, создан на основе книги писателя, заместителя художественного руководителя МХАТ имени М. Горького Захара Прилепина "Сергей Есенин: Обещая встречу впереди" (серия ЖЗЛ, изд-во «Молодая гвардия», 2020. 1040 стр.) в инсценировке драматурга, сценариста, поэта Елены Исаевой. И зарождался он на стыке двух, каждого по своему, неординарных и, можно с уверенностью сказать, гениальных в своем деле личностей - руководителей театра, неожиданно для многих сменивших на этом посту в ноябре 2021 года друг друга: 57-летнего Эдуарда Боякова, находившегося в ранге художественного руководителя МХАТ, и 53-летнего Владимира Кехмана, назначенного Министерством культуры РФ его генеральным директором. Одновременно Владимир Абрамович продолжает оставаться художественным руководителем Михайловского театра в Санкт-Петербурге.

 

Среди исполнителей ролей: Екатерина Стриженова (мать великого поэта); Мария Янушевская (Аня Изряднова, первая фактическая жена Есенина в 1914-1915гг., хотя браком отношения не закончились, но она родила от него сына Юрия); Алиса Гребенщикова (Зинаида Райх, вторая жена Сергея Есенина, 1917-1921, театральная актриса, ставшая официальной женой Всеволода Мейерхольда. В 1918 году родила их общую дочь Татьяну, а в 1920-м сына Константина. Именно ей поэт посвятил свое трогательное стихотворение «Письмо к женщине» (1924), пробирающее до слез:

 

«Вы помните,

Вы все, конечно, помните,

Как я стоял,

Приблизившись к стене,

Взволнованно ходили вы по комнате

И что-то резкое

В лицо бросали мне.

Вы говорили:

Нам пора расстаться,

Что вас измучила

Моя шальная жизнь,

Что вам пора за дело приниматься,

А мой удел -

Катиться дальше, вниз…».

 

Агния Кузнецова (Галя Бениславская, 1920-1925, претендовавшая на роль единственного друга поэта. Она - журналистка, литературный работник, друг и литературный секретарь Сергея Есенина, автор незавершенных воспоминаний о нем.  Она-то и покончила с собой, застрелившись на могиле любимого человека на Ваганьковском кладбище спустя год после его гибели 3 декабря  1926 года); Екатерина Волкова (Айседора Дункан, американская танцовщица-новатор, основоположница свободного танца, жена поэта Сергея Есенина в 1922—1924 гг. с разницей в возрасте в 18 лет). И Наталия Медведева (Соня Толстая, последняя любовь и последняя жена Есенина, внучка Л.Н. Толстого. Впервые она увидела его 9 марта 1925 года в московском литературном кафе «Стойло Пегаса» на Тверской, иначе - в «Кафе имажинистов», где собирались компанией Брюсов, Мейерхольд, Есенин, Мариенгоф и множество других поэтов, художников и театральных деятелей. А лично она познакомилась с ним позже на квартире у Гали Бениславской, в Брюсовском переулке).

 

Что правда, то правда. Именно в тот период времени, осенью 1925 года поэт ушёл в страшный запой, который закончился месячным лечением в психиатрической больнице Ганнушкина. Но при этом Софья Андреевна признавалась, что Есенин дал ей счастье любить его. 

«А носить в себе такую любовь, какую он, душа его, родила в ней – это бесконечное счастье». Может быть это в полной мере относится ко всем женщинам Есенина?!

 

И, наконец, новоиспеченный образ Сергея Есенин, который создал Андрей Вешкурцев в неоднозначно воспринимаемом премьерном спектакле "Женщины Есенина" во МХАТе им. М. Горького. 23-летний артист окончил Высшее театральное училище имени М.С. Щепкина (курс Ю.М. Соломина, О.Н. Соломиной). С 2019 года – актер МХАТ. До этого успел выступить в небольших ролях в постановках Валерия Беляковича, Ренаты Сотириади, Эдуарда Боякова и Сергея Глазкова. Играл, например, слугу в нескольких спектаклях, в том числе у Владимира Бейлиса и Александра Дмитриева и в постановке Татьяны Дорониной «Полоумный Журден» по Михаилу Булгакову. И в качестве артиста хора выходил на сцену у Виктора Крамова в спектакле «Лес» А.Н. Островского.

 

Не исключено, что может быть после премьеры «Женщины Есенина» он проснется знаменитым. По окончании генерального прогона юные зрители, которых было под завязку в зале, в его адрес, как и в адрес увиденного ими спектакля в целом, не переставая, кричали "Браво!". Так понравилась игра артиста и созданный им образ Есенина.

 

Да и по признанию автора книги, ставшей основой для необычно противоречивой, на первый взгляд, постановки, получился настоящий театр, настоящий Есенин. Тем более, что сам Прилепин стоял за всем происходившим во время подготовки спектакля: от зарождения идеи до ее воплощения, и проговаривал с режиссером-постановщиком Галиной Полищук и всеми ведущими артистами, занятыми в постановке, ее идеологию, звучание и стилистику. И все, по его словам, получилось ровно так, как ему хотелось бы это видеть.

 

 

 

Алла Буловинова

 

Фото автора

 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Google+
Одноклассники