Ирина Герасимова: «Музыка – моя любовь и профессия»

Опубликовано 24.12.2021 в разделе Искусство | Москва

 

В этом году «Орфею» – уникальной, единственной в своём роде радиостанции классической музыки – исполнилось, подумать только, 30 лет. Отгремели праздничные литавры, прошли юбилейные мероприятия, прозвучали поздравления первых лиц государства. О том, как изменился «Орфей» за три десятилетия своего существования, о знаковых программах и новых проектах, о коллективе, где каждый – независимая творческая единица, мы беседуем с генеральным директором – художественным руководителем Российского государственного музыкального телерадиоцентра Ириной Анатольевной Герасимовой, уже много лет ведущей по фарватеру успеха музыкальный корабль с говорящим именем «Орфей».


Ирина Анатольевна, как в Вашей жизни появилась музыка?

 

– Мы все родом из детства. Моя мама – в душе артистка. Сейчас ей 86 лет, но, несмотря на солидный возраст, она задаст жару в любой компании, у неё хороший народный голос, и сплясать может. А ещё мне очень везло на людей. В детском саду меня и ещё четверых детей отметила наша музыкальная руководительница и рекомендовала отдать нас в музыкальную школу. Я окончила гнесинскую десятилетку, а это серьёзное заведение, там без настроенности на  профессию музыканта нечего делать. И я настроилась. Где-то к восьмому классу начала получать удовольствие от владения инструментом, от того, что стала понимать то, чего не понимала раньше, что могла сделать что-то лучше, чем другие. И это такой кайф! Мои родители не ошиблись, выбрав для меня такую стезю. Окончила консерваторию и даже успела позаниматься педагогикой. У меня есть свой выпуск – от 1 до 7 класса я довела двух прекрасных девочек. А потом пришли 1990-е, всё стало смутно и непонятно. Но мне снова повезло – я попала на радиостанцию «Юность».

 

И работали музыкальным редактором. Но почему? Вы же профессиональная пианистка с консерваторским образованием!

 

– На самом деле, это очень близкие профессии: и там, и там работают ушами. Выпускники консерватории – это не только исполнители, но и хоровые дирижёры, и композиторы, и теоретики. Последних как раз было принято брать на работу в Гостелерадио на должности музыкальных редакторов, так что я просто немного сменила ракурс. В 1983 году я окончила консерваторию, в 1985 – меня пригласили внештатным музыкальным редактором. Начала я с «Полевой почты«Юности», известной тогда на всю страну. Потом появились «Вечерний курьер» и «Молодежный канал». Это были программы с прямым эфиром – нужно было рисковать и брать на себя ответственность. Но я до сих пор вспоминаю, какая там была чудесная атмосфера: казалось, открыли двери, и хлынул свежий музыкальный воздух. Это было фантастическое время! На «Юности» была знаменитая комната 224, где сидело «семеро смелых» – семь музыкальных редакторов, работавших на всю радиостанцию. Мы всегда были в курсе дел друг друга: кто достал новую запись, у кого можно что-то взять для программы из дефицитной тогда западной музыки, а кто, наоборот, ни за что ничего не даст. 

 

Вы с кем-то из них сейчас общаетесь?

 

– Да, и многие бывшие «юннаты» работают сейчас на «Орфее». В то время главным редактором «Юности» был Борис Вениаминович Непомнящий. На радиостанции начинали такие известные впоследствии радиоперсонажи, как Евгений Павлов, Владимир Поволяев, Сергей Давыдов. 

 

После «Юности» Вы работали ещё на нескольких радиостанциях...

 

– Не сразу: у меня есть ещё и телевизионное прошлое. Я вышла из декретного отпуска в начале 1990-х, а в 1991 году появилось «Радио России», и коллектив «Юности» разделился на тех, кто остался на этой радиостанции, и тех, кто ушел на «Россию». Меня звали и туда, и туда. Сделать выбор было непросто… И тут я получаю приглашение на телевидение в Редакцию развлекательных программ. Тогда российское телевидение только зарождалось, и мы делали первые игровые программы: «Зигзаг удачи», «Телекроссворд» и т.д. Я была единственным на всю редакцию музыкальным редактором, который занимался всеми этими программами. Тяжелое время тогда было. Я выдержала четыре года.

 

Почему тяжёлое?

 

– Во-первых, мы работали на две локации: Останкино и Шаболовка. Всё время мотались туда-сюда. Во-вторых, ночные монтажи, неожиданные съёмки, трехдневные тракты, а у меня маленький ребенок. Было очень непросто. И когда поступило предложение уйти на коммерческую радиостанцию «Панорама», я его приняла, потому что там был более приемлемый график. Мне очень нравилась эта частная радиостанция, но, к сожалению, в какой-то момент учредитель принял решение её продать. Примерно полгода я думала, что же мне делать, и, в конце концов, решила поработать в рекламном агентстве. Продержалась я там год, всё время удивляясь, зачем мне это надо: не моё!

 

 И снова вернулись на радио?

 

Да, в моей жизни воникло радио «Настальжи». Искали директора и тут мой коммерческий опыт очень пригодился. Так я возглавила эту радиостанцию, а затем и «Маяк».

 

 А как попали на «Орфей»?

 

– Я уже не думала и не гадала, что когда-нибудь вернусь к академической музыке. Но «ничто на земле не проходит бесследно». Так встретились два направления моей деятельности.

 

 Сложно управлять коллективом, в котором каждый – творческая личность? Да еще в основном женского пола?

 

– Да, это непросто. Творческие люди часто «капризничают», по-своему смотрят на задачи. Приходится их уговаривать. Часто вспоминаю совет очень умной женщины, которая говорила: «Лесть, лесть и ещё раз лесть»! С творческими людьми это правило работает лучше всего.

 

Но вы напрасно думаете, что на «Орфее» женский коллектив. У нас достаточно много мужчин. Это и музыканты оркестров, и звукорежиссёры, и ведущие. Даже главный библиотекарь у нас мужчина.

 

Вы авторитарный руководитель?

 

– Нет, ни в коем случае. Хотя, как говорят мои кадры: «Ирина Анатольевна у нас человек, конечно, добрый, но лучше ее не злить».

 

Дома тоже руководите?

 

– Нет, в жизни я с удовольствием делегирую полномочия. Включаюсь только в кризисные ситуации, тогда – всем молчать!

 

Можете извиниться, если были не правы?

 

– Конечно, как же иначе? Я считаю, так и должно быть: если этого не сделать, будешь мучиться. Недаром христианская традиция гласит: сделал что-то неправильное – покайся. Важно быть и оставаться в гармонии с собой и в ладу с миром.

 

Как изменился «Орфей» за годы Вашего руководства?

 

– Прежде всего, серьёзно изменились технологии.  Раньше использовали огромные магнитофонные бобины, теперь используется исключительно цифровое оборудование.  За эти годы очень много сделано в области цифровизации. Сейчас радио «Орфей» – это не только эфирное радио, но и 18 тематических интернет-каналов, на которых слушатели могут найти то, что им интересно: и хоровую музыку, и зарубежную, и музыку мюзиклов и кино, и классику эстрады, и популярную русскую классику. Мы берём курс на то, чтобы слушателям было доступно всё, что есть у нас в фонотеке. Очень большая работа проведена с нотной библиотекой, которая досталась нам в наследство от музыкальной редакции Гостелерадио. Многие уникальные ноты мы оцифровали, и с очищенными правами (это очень для нас важно) они будут выложены на нашей только что запущенной цифровой медиаплатформе Orpheus.ru.    

 

 А то, что было записано на бобинах, тоже оцифровывается?

 

– Не стоит путать нас с собранием Гостелерадиофонда: основные фонды радио хранятся там. У нас в основном это архив программ, записи концертов. И не все эти бобины имеет смысл сохранять, потому что бывает плохое качество или записи настолько устарели, что уже не представляют интереса.  Основную летопись фонограмм мы ведём с 2005 года, когда появились новые возможности для записи, хорошая аппаратура. Сейчас у нас, конечно, собственный видео- и аудиопродакшн, и мы занимаемся таким «летописанием».

 

 Вы собирались сделать телевидение классической музыки…

 

– Да, мы очень хотели сделать «Орфей-ТВ», но в список федеральных каналов попасть нереально, спутниковое же телевидение вполне возможно. Мы начали с Интернета и запустили нашу видеоплатформуvideo.orpheus.ru, где сейчас бесплатно можно посмотреть великолепные концерты, спектакли, оперы, балеты.

 

Среди ваших ведущих есть люди без консерваторского образования?

 

– Да, у нас такие есть. Например, в нашей команде – известный всем журналист Владимир Молчанов. Это блестяще образованный человек, к тому же его отец – знаменитый композитор, поэтому понятно, что он знает всю подноготную музыкального закулисья. Для нас это очень ценно. Сейчас он взял небольшую паузу, но, надеюсь, что скоро его программы возобновятся.

 

Еще один наш ведущий Кирилл Радциг – замечательный актёр. Вместе с Ириной Тушинцевой он ведёт наше шоу «Утро в четыре руки». Кирилл настолько прочувствовал и внедрился в нашу жизнь, что у них с Ириной действительно получилась программа в четыре руки. На последней премии «Радиомания» их программа была признана лучшим утренним радиошоу всей страны. Это очень приятно и почётно, ведь утреннее шоу – одна из самых сложных номинаций, за нее борются самые-самые. И огромное спасибо коллегам, что за нас проголосовали.

 

 Насколько я понимаю, и слушатели радиостанции далеко не все люди с музыкальным образованием.

 

– Безусловно, мы не чужды форматам, которые будут интересны и массовому слушателю. В этом случае ракурс видения классической музыки «не музыкантом» тоже интересен. Например, была у нас программа «Не из той оперы». Мы приглашали людей разных специальностей, в жизни которых классическая музыка играет важную роль. Они очень интересно рассказывали о музыке. Есть такие фантастические люди, рядом с которыми ты со своим консерваторским образованием просто «отдыхаешь»: столько они всего знают!

 

Или другая история. Раньше мы вещали в Муроме, там был очень маленький передатчик, и нам пришлось им пожертвовать, чтобы сохранить более серьезные ресурсы. После этого в редакцию пришло письмо, в котором говорилось, что в городе две беды: пропали пчёлы, и перестало вещать радио «Орфей». Это было трогательно до слёз. Автора письма мы приглашали к нам в студию, и она рассказывала, что в Муроме слушала наши трансляции с Байройтского фестиваля. Вагнер – сложный композитор, его оперы идут 3-5 часов. А их слушают. И где? В маленьком провинциальном городке. Мы, конечно, не могли не познакомиться с этой замечательной женщиной!

 

Бывают и смешные случаи. Когда мы осваивали ночное вещание, нам пришло письмо от молодой мамы, которой не давал спать ребенок. Она умоляла нас не давать в ночной эфир похоронный марш Шопена, а то ей очень страшно.

 

 Как рождаются идеи программ?

 

– По-разному. Часто во время общения с друзьями и коллегами. К примеру, на одном из совещаний Европейского вещательного союза, членом которого является «Орфей», наши немецкие друзья рассказали об одном интересном проекте: в преддверии рождества они просили всех, кто умеет играть на музыкальном инструменте, записать себя и прислать видео. Они отслушивали записи, приглашали на репетиции тех, кто понравился, и делали с ними рождественский концерт. Нам очень понравилась идея, и мы сделали нечто подобное. Я, правда, очень сомневалась, что соберётся целый оркестр: у нас в России больше развита хоровая традиция. Но мы его собрали! И сделали прекрасный проект «Зимний оркестр». На виолончели, например, играла бухгалтер. Современный российский композитор Ефрем Подгайц написал «Оду» специально для этого оркестра. Они её разучили и сыграли. Вы бы видели эти абсолютно счастливые лица! Вот такие неожиданные сюжеты рождаются. Благо у нас есть возможности их реализовывать.

 

 Сейчас популярны литературно-музыкальные композиции. Поддерживает ли радиостанция подобные проекты?

 

– Недавно в культурном центре «Меридиан» прошёл спектакль «Метель». Народный артист России Борис Щербаков читал бессмертную пушкинскую повесть под музыку Георгия Свиридова в исполнении Симфонического оркестра радио «Орфей». Сейчас с нами работает Борис Щербаков, до этого в проекте принимал участие Юрий Стоянов. А начинался он с Василия Ланового. И это было совершенно фантастически! Как-то в один из серых промозглых ноябрьских вечеров мы пришли на «Метель» в «Зарядье».Василий Семёнович так проникновенно читал, так вошёл в образ, что даже стал подпевать знаменитому романсу. И случилось чудо! После концерта мы вышли и ахнули: с неба падал белый пушистый снег, и все вокруг было белым-бело!

 

Как «Орфей» пережил пандемию?

– Больше всего пострадали наши коллективы: нельзя было встречаться, репетировать вживую, выступать.

Репетиции были в зуме?

 

– Частично. Никакой зум 85 музыкантов одновременно не потянет, но можно отрепетировать, например, скрипичную группу. И наши музыканты этим пользовались. В этой ситуации были и свои плюсы: мы освоили новые технологии, научились снимать небольшие клипы и обмениваться контентом в соцсетях, завели  ютуб-каналы. А ещё мы все получили возможность поучиться. Мы, и я в том числе, пошли учиться в «Иннополис», это такой город айтишников в Казани. И добились успехов: наш проект на цифровой платформе вошел в сотню, а детский проект – в десятку лучших цифровых проектов.

 

 Как Вы относитесь к соцсетям?

 

–В наше время невозможно обойтись без современных технологий: благодаря им мы можем, не выходя из дома, учиться, участвовать в конференциях, общаться с друзьями и коллегами из других стран. Я, например, общаюсь с друзьями, которые раскиданы по всему миру. Но всё равно, никакие соцсети не заменят живое человеческое общение. Так же, как никакие современные технологии не заменят живого звучания.

 

Любите театры, концерты, путешествия?

 

– Всё это я очень люблю, но не всегда хватает времени. Путешествовать очень люблю, и для меня это важно. Мой знак зодиака – Близнецы, знак воздуха, и смена обстановки необходима мне, как воздух.

 

Предпочитаете активный отдых?

 

– Отпуск обычно проходит так: две недели я лежу, отсыпаюсь, а на третьей появляется «зуд путешественника».

 

Какое путешествие произвело на Вас наибольшее впечатление?

 

– Наверное, недавняя поездка в Йошкар-Олу. Я посетила премьеру балета «Белый лебедь» (музыка Рашида Калимуллина, либретто Виктора Добросоцкого). Невероятно понравился сам город, замок Шереметевых на берегу Волги, Козьмодемьянск, а ещё музеи и талантливые люди, которые в них работают. К сожалению, мы совсем мало знаем свою страну. Кстати, ещё один плюс пандемии – люди стали больше путешествовать по России.

 

 Вы оптимист по натуре?

 

– Да, я вижу плюсы в любой ситуации. Нужно стараться найти в ней своё место, чтобы она не проходила мимо тебя. Это очень важно.

 

 Да, но люди уходят. Мы теряем друзей. Недавно не стало Александра Градского…

 

– Когда я работала на «Юности», на волнах этой радиостанции выходила программа «Хит-парад Александра Градского». Это был прообраз того, что спустя много лет Александр Борисович делал в «Голосе». Он прослушивал и рекомендовал певцов, которых раньше на радио никогда не было. Это был такой глоток свежего воздуха на радио! Мы всегда знали, когда придет записывать Градский. Его громкий голос был слышен ещё от лифта. Все высыпали в коридор. Он всегда появлялся со свитой: модные девушки, парни и обязательно громкое обсуждение каких-то событий. Мы всегда  ждали его посещений. Он, как протуберанец, пролетал по коридорам «Юности». Это был фантастический человек!

 

Возвращаясь к юбилею радио «Орфей» и подводя итоги года, чем можно похвастаться?

 

– Главное – реализовался самый крупный наш проект, цифровая медиаплатформа «Орфей»Orpheus.ru, на которой в разделе «Видео» каждую пятницу проходят прямые трансляции живых концертов. Если не получилось посмотреть в прямом эфире, на портале сохраняется запись. Запущены совершенно новые цифровые каналы – «Классика крупной формы» и «Классика эстрады»; появилось мобильное приложение и новые концертные проекты.

 

Что ждет радиослушателей в новом году?

 

– Первое, что мы планируем – фестиваль «Энергия открытий», который пройдет в рамках нашего многолетнего проекта «Возрождаем наследие русских композиторов». В нашей уникальной нотной библиотеке мы периодически проводим изыскательские работы, в результате чего находим неизвестные или малоизвестные музыкальные шедевры. Мы нашли произведения нескольких авангардистов начала ХХ века, в частности, Александра Мосолова и Леонида Половинкина. Фестиваль строится таким образом: мы находим ноты, оркестр исполняет произведения,мы записываем видео- и аудиоверсию, а потом ещё снимаем фильм об этом. Получается 2-3-дневный мультимедийный проект. В апреле2022 года в Московском Международном Доме музыки прозвучат произведения двух удивительных композиторов – Алексея Животова и Владимира Дешевова.

 

А в ноябре будущего года у нас планируется интересный фольклорный проект с участием Академического хора русской песни – «Петя и фолк». Его герою предстоит пройти непростой путь к пониманию своих музыкальных корней. Так что планы у нас грандиозные. Обещаю – будет интересно!

 

Отдельная благодарность Сабадаш Владимиру за организацию интервью.

 

 

 

Светлана Юрьева.

Фото – пресс-служба Российского государственного музыкального телерадиоцентра «Орфей».

 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники