Совсем не классическая «Женитьба» Гоголя в театре на Таганке.

Опубликовано 23.01.2022 в разделе В театр! | Москва

 

«Так издеваться над классикой нельзя», - одно из мнений после просмотра первой премьеры 2022 в некогда легендарном театре, который теперь, благодаря усилиям Ирины Апексимовой, снова един.


«Женитьбу» Гоголя, превратив комедию в трагедию, в объединенном театре поставил режиссер Андрей Гончаров. Гоголевских персонажей, которые «живут» то ли в 70-е годы прошлого века, то ли сегодня, сыграли Надежда Флерова, Олег Соколов, Роман Колотухин, Сергей Ушаков, Константин Любимов и другие актеры объединенного театра.

 

Жизнь, как она есть, но точно не так как у Гоголя: то ли рай, то ли ад, совсем не комедия, но и не факт, что трагедия. Главный герой в образе научного сотрудника, интересующегося только ракетами и атомными реакторами, струхнув, сбегает с собственной свадьбы. Степан говорит на украинском, невеста Агафья вообще с трудом выговаривает слова, слуга в наушниках и с гайками в голове – это для затравки.

 

Агафья Тихоновна девушка с чудачествами – всегда растеряна и нелепа. Она еще в прологе сообщает о затее перенести все население России на двести лет назад. Но почему-то Подколесина «доставляет» в район «спальных» многоэтажек не машина времени, а космическая ракета, сувенирную модель которой герой держит в руках. У невесты на смотринах, кроме собственно Подколесина, шорт-лист женихов: любитель турпоходов, длинноволосый хиппарь, понтующийся чиновник, босой бородач.

 

«Очень сложно сохранить чистоту. Вот так я бы сказал. Чистоту чувств, чистоту переживаний и чистоту отношений. Слишком большое количество факторов вокруг, которые в любой момент готовы сделать это пространство грязным», – так говорит режиссер спектакля Андрей Гончаров о сегодняшнем процессе женитьбы.

 

Спектакль полон многозначных символов, вот только кто и как их понимает – вопрос. От видеоинсталляций на портале дорического ордера с псевдо-латинскими изречениями по фронтону, муляжа козла с отделяемой рогатой головой и постамента Медного Всадника до пародийной рок-оперы эстрадно-разговорного интерактива Подколесина с залом и женских боев без правил. Открытый космос, панельные высотки, ритуальный восточный танец, песни Майи Кристаллинской, каламбуры с обыгрыванием гоголевских выражений, чеховская параллель персонажей – и все это «пертурбируется» в шуточную обманку.

 

Спектакль Андрея Гончарова, на Таганке уже второй - после «Отелло», роль Дездемоны в котором сыграла худрук и директор театра Ирина Апексимова, как минимум необычный, неоднозначный и, наверное, супер современный. Но ведь есть еще и тот зритель, который высказался жестко в начале этого материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

Сабадаш Владимир.

 

Фото – Сергей Виноградов.

 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники