ВОТ И СЛУЧИЛОСЬ: «Женитьба. Трагедия»
В Театре на Таганке появилась удивительная премьера. Это не "Женитьба. Совершенно невероятное событие в двух действия» по пьесе Н.В. Гоголя. На сей раз классическая пьеса претерпела роковые изменения и вышла под названием "Женитьба. Трагедия"! И, несмотря ни на что, оказалась довольно развлекательным и непредсказуемо забавным зрелищем (особенно во втором действии) в интерпретации творческого дуэта из Петербурга — режиссера Андрея Гончарова и сценографа Константина Соловьева.
Нет, нет. Это не тот Андрей Александрович Гончаров (1918-2001), народный артист СССР, возглавлявший Московский драматический театр имени Вл. Маяковского с 1967 по 2001 гг.
Он являет собой представителя нового поколения режиссеров. В 2016 году окончил Российский государственный институт современного искусства (мастерская Вениамина Фильштинского). Как режиссёр и актёр работал в «Этюд-театре», Большом драматическом театре имени Г.А. Товстоногова, Саратовском театре юного зрителя имени Ю.П. Киселёва, Норильском Заполярном театре драмы имени Вл. Маяковского. В 2015-м был режиссёром одного из эпизодов культового петербургского спектакля-променада по Хармсу «Маршрут „Старухи“».
«Женитьба. Трагедия» его второй спектакль, после новой версии «Отелло» Уильяма Шекспира с Ириной Апексимовой в главной роли, поставленной им в декабре прошлого года на Основной сцене Театра на Таганке.
Судя по всему, этому режиссеру присущи своеобразные жанровые приемы, кардинально изменяющие, почти до неузнаваемости (особенно первое действие) классическое произведение знаменитого автора. В основе этого лежит его определенное сочинительство, придающее двусмысленный шарм знаковой пьесе. Это, как бывает, когда рассказ очевидца о каком-то событии, преподносится с преувеличением благодаря использованию им откровенного сарказма и чувства юмора. Тогда восприятие услышанного зависит от таланта рассказчика и умения слушателя воспринимать рассказ, улавливая в нем истинное содержание подтекста.
Экстравагантность в подаче персонажей в новой постановке «Женитьба. Трагедия», очевидно, необходима для разжевывания зрителю очень важных и актуальных проблем, касающихся личной жизни полюбившихся ему не простых и в то же время комических героев Гоголя. Да еще, чтобы не было скучно, режиссеру понадобилось использовать незамысловатые манипуляции в отношении главной героини пьесы, которую исполняет молодая, без преувеличения, харизматичная актриса Надежда Флёрова, недавняя выпускница Московской Школы Нового Кино (курс Юрия Муравицкого). Она уже знакома по ролям в спектаклях этого режиссера «Вишневый сад. Комедия» (Дуняша) и «Le Тартюф. Комедия» (Госпожа Пернель), поставленных в этом театре.
На каких только театральных подмостках в разное время не встречали многочисленные зрители персонажей «Женитьбы» Гоголя в Москве. И в Театре имени Вл. Маяковского (режиссер-постановщик народный артист России Сергей Арцибашев), и в Малом театре (режиссер -постановщик народный артист СССР Юрий Соломин), и на сцене театра "Ленком" (режиссер-постановщик народный артист СССР Марк Захаров) и т.д. И везде среди них присутствовали чиновник, надворный советник Иван Кузьмич Подколесин, который до последнего серьезно мечтал жениться. И при нем всегда был его верный слуга Степан Стариков. И его верный друг Иван Фомич Кочкарёв, который, отстранив сваху, Феклу Ивановну, делает попытку женить беспроигрышно своего друга. И 26-летняя Агафья Тихоновна Купердягина, купеческая дочь, сирота, мечтающая выйти замуж и тщательно выбирающая подходящего ей жениха из представленных ей симпатичных на ее взгляд претендентов. Один из них по имени Иван Павлович Яичница, экзекутор, коллежский асессор; второй – не хуже его Никанор Иванович Анучкин, отставной пехотный офицер и третий – заслуживающий тоже не меньше внимания Балтазар Балтазарович Жевакин, отставной моряк, лейтенант. Но предпочтение она все-таки отдает Ивану Кузьмичу Подколесину, рекомендованном ей более всего Иваном Фомичом Кочкаревым. Здесь же и свою роль играет тетушка невесты Арина Пантелеймоновна.
А, вот, премьерный спектакль, как бы придуманный и поставленный в Театре на Таганке на свой манер режиссером--постановщиком Андреем Гончаровым, сохранив основную узнаваемую канву бессмертного произведения Николая Васильевича Гоголя «Женитьба», все-таки резко отличается от нее. Хотя смысловое решение оставлено. Но необычное перевоплощение героев пьесы, а также костюмы, в которых они выступают, ставит подчас в тупик даже искушенного зрителя. Так много неожиданностей происходит на сцене, к которым он просто не готов.
Чтобы убедиться в этом, надо посмотреть спектакль с участием таких смелых и талантливых артистов, как Олег Соколов (Подколесин), Роман Колотухин (Кочкарев), Надежда Флёрова (Агафья Тихоновна), Сергей Ушаков (Яичница), Константин Любимов (Анучкин), Игорь Ларин (Жевакин), Марфа Кольцова (Фекла Ивановна), Мария Матвеева (Арина Пантелеймоновна), Кирилл Янчевский (Степан Стариков).
P.S. Премьерные показы прошли 21 и 22 января 2022 года.
Следующие ближайшие спектакли:
20 февраля, воскресение, 19.00,
27 февраля, воскресение, 19.00,
11 марта, пятница, 19.00,
27 марта, воскресение, 19.00.
Алла Буловинова
Фото автора
Окультурить друзей: