100-летие Московской филармонии с Даниилом Трифоновым

Опубликовано 02.02.2022 в разделе Мир Музыки | Москва


В Концертном зале имени П.И. Чайковского 30 января в необычное для слушателей вечернее время, в 22.00, на основной сцене, при аншлаге в партере, амфитеатре и на балконе состоялся полуторачасовой блестящий концерт в одном отделении неподражаемого 30-летнего пианиста Даниила Трифонова. Несмотря на свою исполнительскую занятость, он под занавес принял участие в праздничном юбилейном марафоне филармонии, которая накануне на сцене Большого зала Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского  отметила свой вековой юбилей дневным концертом-реконструкцией исторической программы торжественного открытия филармонии 29 января 1922 года. В ней приняли участие Академический симфонический оркестр Московской филармонии под управлением Юрия Симонова, Денис Мацуев (фортепиано), Хибла Герзмава (сопрано), Агунда Кулаева (меццо-сопрано), Сергей Романовский (фортепиано), Алексей Тихомиров (бас), а также Государственная хоровая капелла имени А.А. Юрлова под руководством Геннадия Дмитряка. Они исполнили в точности те же сочинения, что и на открытии Филармонии в БЗК, поскольку свое здание она получила лишь в 1940 году. В программе прозвучали Девятая симфония Людвига ван Бетховена для солистов, хора и оркестра, сочинения для хора Михаила Ипполитова-Иванова  «Гимн пифагорейцев восходящему солнцу» для хора, десяти флейт, двух арф и тубы и Сергея Танеева «Развалину башни, жилище орла» для хора a cappella», а также Второй концерт Сергея Рахманинова для фортепиано и оркестра и "Поэма экстаза" Александра Скрябина. 

 

Даниил Трифонов в своей сольной программе тихо и спокойно, мелодично и сосредоточенно, то, склонив голову к роялю, то незаметно отрываясь от него, словно гипнотизируя слушателя, виртуозно исполнял не простую музыку немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха «Искусство фуги, BWV 1080», в которой Контрапункт 14 завершен самим пианистом.

 

Как известно, Бах (1685-1750) не дожил до финального контрапункта "Искусства фуги", и некоторые музыканты пытались доделать его предположительно. Но Трифонов сам, как отмечают в музыкальных кругах, будучи опытным композитором, создал «цельное, стилистически почтительное завершение, достойное баховского гения. Оно отражает степень, в которой он впитал и усвоил каждый укромный уголок прощального шедевра Баха».

 

Сохранившиеся пьесы, написанные в 1742—1749 годах, были задуманы как изысканные и разнообразные полифонические разработки (авторское название: Contrapunctus) одной и той же темы в тональности ре-минор (d-moll).

 

При этом в партитуре «Искусства фуги» не указано, для какого инструмента предназначалось это произведение. Многие считают, что оно написано для клавира, хотя в настоящее время чаще всего исполняется на фортепиано, а также на органе и клавесине.

 

Поскольку произведение представляет собой сборник фуг и канонов (а не цикл с предписанным и обязательным последованием частей), порядок следования пьес в исполнениях обычно не учитывается. Все фуги написаны на одну тему, кроме последней трёхтемной, которая не окончена.

 

Отрадно, что о пианисте Данииле Трифонове уже целое десятилетие принято непрерывно с уверенностью говорить не иначе как об одном из главных исполнителей нового поколения. После очередных побед на престижных международных конкурсах, включая XIY Международный конкурс имени П. И. Чайковского в 2011 году, он, благодаря полученным ангажементам, сразу стал много выступать во всем мире с ведущими оркестрами мира. В том числе с оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, Лондонским симфоническим оркестром, Венским филармоническим оркестром и Израильским филармоническим оркестром под управлением Зубина Меты и Варшавским филармоническим оркестром под управлением Энтони Вита, получая при этом от раза к разу престижные музыкальные награды. На одну лишь премию «Грэмми» Даниила номинировали пять раз (в 2021 году — с пластинкой Destination Rachmaninov. Arrival). В 2018-м статуэтка ушла российскому виртуозу за альбом Transcendents с «Трансцендентными этюдами» Ференца Листа. В мае этого года Трифонов впервые подписал контракт с брендом — стал амбассадором акустических систем Harman Kardon.

 

Даниил Трифонов окончил Кливлендский институт музыки (США) под руководством именитого музыканта и известного педагога Сергея Бабаяна, в прошлом выпускника Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, с которым частенько выступает в концертах. Вот, и 18 февраля нынешнего года он планирует совместное выступление с ним в «Театре Ла Скала» (Италия, Милан) с произведениями Сергея Рахманинова.

 

По признанию филигранного пианиста, он меняет программу своих выступлений раз в год, но бывает, и чаще. Иногда любит играть антологию из музыки XX века, а на локдауне, например, заинтересовался музыкой Джорджа Гершвина.

 

И, конечно, Даниил, как композитор, сам любит писать музыку. Из последнего он написал несколько дополнений к «Искусству фуги», каденсы к концерту Моцарта, а пару лет назад — квинтет для струнных и фортепиано. Правда, пока крупного авторского произведения из-за большой занятости не планирует. Но в его авторской копилке записано уже 14 альбомов. К тому же, что интересно, он член Cовета директоров Нью-Йоркской филармонии (New York Philharmonic).

 

 

 

 Алла Буловинова

 

 Фото предоставлено пресс-службой Московской филармонии

 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники