«ОТЩЕПЕНЦЫ» – кто они?
В московском театре "Школа современной пьесы" опять премьера. На этот раз под щекотливым названием "Отщепенцы" драматурга Александры Фоминой, поставленная молодым режиссером, старшим преподавателем по мастерству актера на актерском факультете ГИТИСа Галиной Зальцман. Небезынтересно, что театральный эскиз спектакля она показала еще в конце мая прошлого года в рамках проекта «Действующие лица» на лаборатории «Класс молодой режиссуры», проходившей в этом театре.
Примечательно, что в анонсе к спектаклю указано, что: «Драматург Александра Фомина написала пьесу «Отщепенцы» для того, чтобы понять реалии нашей сегодняшней жизни. Герои пьесы — юные оппозиционеры, протестующие против власти, которая кажется им жестокой и несправедливой. Они выходят на митинги, призывают к революции, разоблачают «кровавый режим», готовят и совершают теракты…». И что же их ждет после этого?! Пьеса об этом…
В спектакле двое молодых людей и девушка. Их заключили в тюремные казематы Петропавловской крепости после покушения на царя-освободителя...
Хотя действие спектакля происходит в XIX веке, но впечатление, что режиссер выходит за рамки исторического сюжета. И не иначе, так как на месте юных народовольцев, которые на воле, не щадя себя и не думая о своем будущем, вели ожесточенную борьбу с русским самодержавием за справедливость, можно представить сегодняшних не довольных действительностью молодых людей, которые, наверно, тоже готовы рискнуть пожертвовать своей жизнью во имя… благополучия своего народа.
Галина Зальцман, изучая природу молодежного бунта, проверяет своей постановкой «чуйку» момента и понимание современного театра. Вместе с художником Катей Никитиной она создает на сцене мрачное пространство казематов Петропавловской крепости с условными одиночными камерами, где на металлических кроватях располагаются герои пьесы и где происходят перед зрителем их ужасающие стенания.
Увидев без прикрас происходящее на сцене, не позавидуешь тем, кого с гордостью называли «борцами за свободу». И не пожелаешь другим такого, зная, в каких обстоятельствах оказались «молодые борцы» за закрытыми стенами каземата из-за вседозволенности тех, кто упрятал их туда и откуда выйти полностью здоровым и невредимым не удается никому. И это потому, что, их ждут неминуемый голод, цинга и опухающие ноги, и психическое расстройство. И постоянная слежка за каждым в дверной глазок камеры в любое время суток.
Так кто они юные оппозиционеры к власти - герои или преступники? Жертвы или палачи? Показанное в спектакле вызывает жуткие оторопь и страх…
При этом в спектакле параллельно развивается еще сюжетная линия молодого тюремного надсмотрщика, смиренно начавшего свою «карьеру», но безвестно в один миг закончившего ее…
Среди исполнителей представленной драмы на первом плане оказывается со всеми не свойственными ему ранее премудростями народный артист РФ Юрий Чернов, выступающий естественным образом в роли старшего надзирателя Савелия Петровича, который беспрекословно подчиняясь приказам, отданным ему свыше, не примирим к молодым людям. Этому же он учит, сидя за самоваром и за чашкой чая, новенького караульного Андрейку, в роли которого выступил приглашенный актер театра «Школа современной пьесы» Арсений Ветров, недавний выпускник Театрального института имени Бориса Щукина (курс заслуженной артистки РФ, профессора Анны Дубровской).
Заключенных сыграли трое, в том числе: студент актерской группы режиссёрского факультета ГИТИСа Богдан Витряк (мастерская народного артиста РФ, профессора Иосифа Райхельгауза), выступивший в роли Алексея; студентка кафедры мастерства актера ГИТИСа Ольга Грудяева (курс народного артиста РФ, профессора Алексея Шейнина, который совсем не случайно оказался на премьерном спектакле), вызвавшая неподдельное сочувствие к своему персонажу Софье. Именно ее героиня, не выдержав многомесячных пыток, решила покончить с собой, перерезав себе вены ножницами, которые попросила принести в камеру под предлогом подстричь ногти на своих ногах караульного Андрейку, симпатизирующего ей. Он-то и поплатился за это своей было начатой удачно карьерой. И роль Германа представил 30-летний штатный актер театра «Школа современной пьесы» Кирилл Снегирев, окончивший сначала актёрский факультет ГИТИСа (мастерская А.И. Шейнина) и затем режиссёрский факультет (мастерская И.Л. Райхельгауза).
"Отщепенцы". Кто они? И чтобы ответить на этот вопрос, нужно самому увидеть происходящее на сцене и понять все через призму собственного восприятия, что может оказаться не просто.
Алла Буловинова
Фото автора
Окультурить друзей: