Вечный Гоголь в театре Виктюка.
«Птица тройка, кто тебя выдумал?» - первой премьерой года театр Виктюка пытается ответить на этот вопрос спектаклем «Мертвые души» в постановке художественного руководителя театра Дениса Азарова.
Авторская интерпретация классического текста, «прописанная» режиссером совместно с драматургом Ольгой Никифоровой, включает в себя «жизнь» со всеми взлетами и падениями молодого следователя Порфирия Петровича, который расследует дело Чичикова.
«В этом спектакле нам было интересно исследовать удивительный парадокс, заложенный в «Мертвых душах». С одной стороны, это описание весьма неприятных людей, чьи образы доведены до максимально отталкивающих, а с другой, философское размышление о том, почему же человека так тянет в эту страну, на эту дорогу. Этот парадокс существует в России и сейчас, где в XXI веке люди за пределами больших городов до сих пор верят в приметы, и в то же время пользуются благами технического прогресса», - говорит о работе над спектаклем режиссер Денис Азаров.
Костюмы к спектаклю подготовила Анна Хрусталева, музыку написал Вадим Каверин. В постановке звучат русские аутентичные сказки, былины, заговоры и народные песни в современной обработке в жанре электро-фолк. Роли в виктюковских «душах» исполняют Сергей Епишев, Дмитрий Бозин, Людмила Погорелова, Дмитрий Жойдик, Иван Степанов, Иван Никульча и другие.
Чтобы лучше понять своих героев, актеры отправились в экспедицию в Нижегородскую область, где и происходило действие поэмы Гоголя. Режиссер Денис Азаров в своих «Мертвых душах» соединил прошлое и настоящее временным порталом, через который и подается повествование.
Привычные поездки к помещикам в театре Виктюка заменили на «презентацию» карьерного пути следователя Порфирия Петровича, который расследует аферу Павла Ивановича Чичикова. Среди свидетелей этого самого расследования - друзья детства Чичикова, товарищи по учебе, сослуживцы по департаменту, коллег по службе.
Со времен Гоголя в России изменилось многое, но, по сути – осталось неизменным: чиновничество, взятки, коррупция, воровство и безнаказанность. По замыслу создателей спектакля, действие происходит в условном 2050 году. Используется прием из фильмов ужасов – герой из города через портал попадает в мир, где обитают мертвые души.
Бесподобный Сергей Епишев «вместе с нарядом надевает на себя» и образ Чичикова: «…он хамелеон, он мимикрирует под любого, с кем он общается. У него нет идентичности, у него нет психологии вообще». Невероятный Дмитрий Бозин неправдоподобно жив и прекрасен в образе Плюшкина: «…самый теплый, и самый странный, и самый далекий от людей».
Зритель, выходя со спектакля «Мертвые души» в театре Виктюка, как и почти два века назад задает тот же вопрос: «Русь, куда ж несешься ты?»
Сабадаш Владимир.
Фото – Сергей Виноградов.
Окультурить друзей: