Гульнара Галавинская: «Сон в летнюю ночь» – дерзкая игра Шекспира с временным пространством.
Интригующая премьера в юбилейный год известного театрального режиссера
На окраине Москвы, в районе Новогиреево, естьуютный камерный театр, куда приходят всей семьей. Последние три года руководит им известный театральный режиссер и ученица Романа Виктюка Гульнара Галавинская. Не успели отзвучать поздравительные речи (недавно Гульнара Галимовна отметила свой «золотой» юбилей), как в Театре на Перовской новое событие – премьера комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь».
Мы встретились с Гульнарой Галавинской перед премьерой и из первых уст узнали об особенностях постановки, работе в театре и спектакле Романа Виктюка, круто изменившем ее жизнь.
Гульнара, позвольте поздравить Вас с юбилеем и пожелать неиссякаемого творческого вдохновения и множества прекрасных постановок. Кстати, одну из них мы в ближайшее время увидим на сцене Вашего театра. Вы планировали поставить «Сон в летнюю ночь» Шекспира к своему юбилею?
–Нет, премьера планировалась еще год назад. А идея выпустить Шекспира возникла еще раньше – в 2018 году, когда я только стала худруком театра. А отметив свой «золотой» юбилей, я почувствовала в себе силы вплотную за него взяться.
Почему именно Шекспир?
– Потому, что до сих пор его не было в репертуаре театра. А Шекспир гениальный автор, он ни на кого не похож, масштаб его дарования безграничен. И мне, как худруку, было важно, чтобы у артистов появилась возможность насладиться поэтическим текстом, максимальной игрой и расширить амплитуду актерского существования, так как поэтический спектакль требует иных форм существования, нежели спектакль в прозе. Шекспир как раз «игровой», масштабный, поэтичный автор.
Чем Ваш «Сон в летнюю ночь» будет отличаться от других постановок этой пьесы?
–Для нас главная задача – раскрыть шекспировские смыслы. А так как история про любовь, то нам интересно исследовать природу этой любви, познать тайну ее зарождения. Если в «Ромео и Джульетте» воспевается идеальная любовь в трагедийном масштабе, то в «Сне…» она передается через легкость перипетий, через переход из одной эпохи в другую, через трансформацию души человека в иные формы во время сна. Новаторство нашей постановки состоит в том, что мы хотим подробнее рассмотреть именно этот ракурс – переход человека из мира реального в мир сна. Сам Шекспир «ведет» линию своих персонажей именно во сне, ведь это не комедия положений, это игра с временным пространством.Вот такая наглая, дерзкая игра самого Шекспира, буйство его фантазии дает нам возможность поставить эту удивительную пьесу и подарить зрителям праздник. Наша постановка наполнена живой музыкой, современной хореографией, новыми ритмами и неутомимой энергией страсти, которые соединяют эпоху Шекспира с сегодняшним днем.
Актеры будут играть одним составом?
–В пьесе 18 ролей, а в труппе всего 22 артиста, два из которых профессиональные музыканты. Соответственно, практически весь коллектив занят в спектакле.
А если кто-то вдруг заболеет?
–Тогда придется делать срочный ввод. На этот случай у нас всегда есть 3-4 приглашенных артиста, которые,при необходимости,могут подстраховать. Мы так работаем уже третий сезон. И за все время (в том числе и в период пандемии) отменили от силы 2–3 спектакля.
Есть ли у вас в планах сделать постановку под приглашенную «звезду»?
–Медийных «звезд» мы пока не приглашали. Но в моем спектакле «Отцы и дети» играла роль Анны Одинцовой ведущая актриса Театра Романа Виктюка Анна Нахапетова. Я с ней до этого работала в постановке «Стеклянный зверинец», где она играла Лауру. Она талантлива, и успешно преумножает свой потенциал благодаря своему невероятномутрудолюбию. Сейчас роль Анны Одинцовой исполняет не менее талантливая актриса Лариса Капустина.
В репертуаре театра есть несколько детских спектаклей. В них играют те же актеры, что и в вечерних спектаклях?
–Труппа маленькая, поэтому все артисты занятыи в дневных, и в вечерних спектаклях. Так, понравившаяся вашей дочери Мышь из детского спектакля «Ребята, давайте жить дружно» – это актриса Юлия Малинина, которая играет и Сюзанну в «Женитьбе Фигаро», и Фенечку в «Отцах и детях», и Марью Гавриловну в «Метели», а в премьере «Сон в летнюю ночь» она будет исполнять одну из главных ролей – роль Елены.
Насколько я знаю, Вы когда-то, еще будучи актрисой, увидели спектакль Романа Виктюка, и он так Вас потряс, что Вы решили попробовать себя в режиссуре. А играть в его театре не хотелось?
–Почему-то у меня не возникло даже мысли пойти актрисой в Театр Виктюка. На тот момент, когда я увидела «Саломею» в постановке Романа Григорьевича, я уже десять лет работала актрисой. От увиденного я испытала невероятное потрясение, настоящий катарсис, шла после спектакля и всю дорогу плакала. Я впервые увидела необыкновенный, энергетически заряженный, ядерный спектакль. Мне стало неинтересно играть, мне захотелось создавать свои миры. Тогда я взялась за одноактовку пьесы Теннесси Уильямса «Предназначенный на слом».
Вы хотели попробовать сделать спектакль в манере Виктюка?
– Даже не в манере Р. Виктюка, но в его условном, метафоричном существовании. Подражание Роману Григорьевичу было в музыкальном оформлении, потому что музыкальный ряд в его постановках – это не имитация. Музыка у него играет главную роль, она дополняет действие и всегда находится в диалоге с текстом артиста. И я интуитивно «купалась» в этом. Когда Роман Григорьевич посмотрел запись моей первой постановки, он позвонил мне и спросил, кто подбирал музыкальный ряд. Узнав, что это сделала я, он взял меня к себе на Высшие режиссерские курсы. Так начался новый период моей жизни – вход в пространство режиссуры.
Вы тогда уже были замужем?
– Да, на тот момент у меня уже была семья. Когда я приехала в Москву, полтора сезона работала в ТЮЗе актрисой. В столицу я поехала за мужем – это было его решением. И на другой день, как уволилась из театра, пошла с видеозаписью своего спектакля к Роману Григорьевичу. «И тут лампочки в голове включились», – как любил говорить Р. Виктюк. И пошло-поехало…
Муж поддерживал Ваши начинания?
– Он у меня художник-живописец, абсолютно творческий человек. Мы не мешаем друг другу самовыражаться.
И дочка у вас получилась творческая…
–Первое образование Насти – Московская академия хореографии. Она два года работала в «Русском балете» Гордеева, а потом поступила во ВГИК на курс Сергея Соловьева. И сейчас уже третий сезон Анастасия Теплинская – актрисаМосковского Губернского театра под руководством народного артиста РФ Сергея Безрукова.
Не думали поставить для нее спектакль?
– Нет. Мне кажется, творческим людям, как правило, не хочется работать со своими родными. Она воспринимает меня как маму, а когда я репетирую, мне нужно создавать смыслы. Театр – это служение и здесь не место компромиссам.
В театре Вы руководите, а дома?
– Я дома вообще редко бываю. Прихожу в театр в 12 дня и только полдвенадцатого ночи возвращаюсь домой. Там мы полтора часа общаемся – и все…Мы люди,абсолютно далекие от быта.
Как отдыхаете?
– Отпуск мы обязательно проводим на море: каждый год мы отдыхаем в Ялте. Я очень люблю старую Ялту, чеховские места. Мы романтики: каждое лето мы ходим в гости на дачу к Антону Чехову, купаемся в его бухте в Гурзуфе.
О чем мечтается?
– Хочется больше времени уделять путешествиям и созерцать мир. Я очень люблю Италию. Хочется почаще гулять во Флоренции, Падуи, вдоль берегов Тибра в Риме, Венеции. Я там была всего два раза, но влюбилась сразу и навсегда. Там есть гармония и красота, накопленная с античных времен и безупречная в архитектуре – можно ходить, смотреть и наслаждаться.
Кто из коллег-режиссеров Вам близок?
–Роман Григорьевич Виктюк, Петр Фоменко, РимасТуминас, Кама Гинкас, Юрий Бутусов, Дмитрий Крымов.Также мне очень нравятся работы Дмитрия Акриша, Павла Артемьева, которые ставят и у нас в Театре на Перовской. Добавлю, что прелесть театра в том, что мы имеем возможность через великие произведения У. Шекспира, А. Пушкина, А. Чехова делиться своими впечатлениями со зрителем и говорить с ним о переживаниях, которые существуют в человеческой душе. Для меня каждый новый спектакль – это всегда разговор о человеке.
Беседовала Светлана Юрьева.
Гульнара Галавинская и Светлана Юрьева
Фото – из личного архива Гульнары Галавинской.
Особая благодарность Сабадаш Владимиру за организацию интервью.
Окультурить друзей: