Юбилей Маквалы Касрашвили в зале «Зарядье».

Опубликовано 23.03.2022 в разделе Мир Музыки | Москва

 

Красивую дату отметили исполнением оперы, которая занимает особое место в творчестве певицы. В концертной версии прозвучала «Тоска» Пуччини, примадонна Большого блистала в этой партии более 40 лет. Вечер в  «Зарядье» организовал Благотворительный фонд Елены Образцовой. Главную партию спела несравненная Хибла Герзмава. 


«Прекрасная певица, на сцене ты - царица. То страстная львица, то нежная девица. А в жизни властная, для поклонниц опасная. Девочка моя нежная, душа твоя снежная, светлая и чистая, хрусталинка лучистая», - таким стихотворением Елены Образцовой, посвященным Маквале Касрашвили, открыла вечер Наталья Игнатенко, генеральный директор Благотворительного фонда поддержки музыкального искусства «Фонд Елены Образцовой».

 

Касрашвили и Образцова были ближайшими подругами в жизни, а не только конкурентками на сцене, хотя и голоса и репертуар у них разный.  Громом оваций заполненный зрительный зал встретил виновницу торжества – Народную артистку СССР  Маквалу Касрашвили. На вечере присутствовали друзья, коллеги и поклонники Примадонны Большого театра, которые пятнадцатиминутными аплодисментами приветсвовали артистов и организаторов после  исполнения «Тоски» в зале «Зарядье».

 

«Она выдающаяся певица, с «Тоской» дебютировала в Театре Станиславского, и я была потрясена и счастлива, и этот концерт, посвященный моему юбилею, проходит с такими выдающимися певцами»,  - так сказала  Маквала Касрашвили о приме вечера Хибле Герзмава.

 

Роль Тоски Маквала Касрашвили называет своей главной итальянской партией на сцене Большого театра. «Ее голос такой необыкновенно окрашенный, богатый, яркий, редкий по драматизму, великолепная Тоска, еще Турандот! Столько ролей! Почти 50 лет в Большом театре», - вдохновенно представила юбиляршу  Наталья Игнатенко перед исполнением главного произведения вечера.

 

Солисты и дирижер Михаил Татарников прониконовенно подошли к исполнению  концертной  версии с Большим симфоническим оркестром имени Чайковского.  Искусство музыкальной драмы открытых эмоций, психологизм актерских чувств, когда сильные эмоции чувствуются в проживании партии и роли, в голосе и в сценическом поведении, темперамент и органичность исполнения – все это было профессионально продемонстрировано солистами и музыкантами на вечере, посвященном Маквале Касрашвили.

 

«Как дирижер я много раз исполнял эту постановку, но это первое концертное исполнение, и оно отличается, это другой взгляд на партитуру, другой баланс, и я взглянул поновому на эту партитуру», – рассказал журналистам дирижер Михаил Татарников.

 

Маэстро с первых секунд взял курс на бурные и громкие страсти. Лучше всего дирижер и оркестр проявили себя в прописанных композитором громогласных финалах. Большой симфонический имени Чайковского был практически безупречен, а солисты  так и вовсе – Мастера. Трактовка Татарникова – повествовательна, без особо заметных личных прочтений, что, безусловно, добавило вистов концерту.

 

В антракте по заднику-экрану плыли фотографии певицы разных лет, в жизни и на сцене. В эпизоде с портретом, который в церкви пишет Каварадосси, в роли портрета выступило фото юной Касрашвили-Тоски.

 

Тоска (Хибла Герзмава) презентует зрителям и слушателям невероятной красоты светлый плащ, с длинным волочащимся подолом и скромное черное платье. Но главное – это голос, которым она показывает заложенную в опере диалектику ревности,  ведещей  к предательству. Складки накидки при движениях «сопоставляются» с физической изменчивостью душевных метаний певицы. Хибла не просто поет, она «вживает» весь зал в историю любви и страсти. 

 

Каварадосси (Михаил Пирогов) – страстен с любимой и ироничен с властью.  А в арии «Сияют звезды» певец бесподобен в своей мечтательности и нежности. Скарпиа (Алексей Зеленков) немного «лениво» поет кредо садиста и хищника. Вокальный состав (артисты российских театров и Молодежной оперной программы ГАБТа) подобран профессионально и исполняет свои партии умело и темпераментно.

 

Но все-же, звезда вечера, помимом Юбилярши,  Хибла Герзмава с душевной пыткой в голосе, бессилием нежной души перед злобой,  южным темпераментом, простодушной гордостью и несгибаемостью характера. Имеено такой Тоску и видел Пуччини, а зал «Зарядье» рукоплескал  «тираноборческой драме», которая «довела» некоторых зрителей до слез.

 

Здоровья Маквале Касрашвили и мира всем нам!

 

 

 

Сабадаш Владимир.

 

Фото – Юрий Покровский.

 

 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники