«Служение искусству - тяжелый труд. И в начале, и в середине, и в конце».

Опубликовано 28.03.2022 в разделе В театр! | Москва

 

 

Так говорила Мария Каллас, легендарная оперная певица, и так живут и служат театру вахтанговцы.


К Международному Дню Театра  в одном из лучших храмов искусства на Арбате представили на суд журналистов  премьеру -  спектакль «Мастер-класс», где неподражаемая Людмила Максакова играет роль Марии Каллас.

 

Режиссер Сергей Яшин поставил спектакль по одноименной пьесе Терренса Макнелли, основу которого составляют сцены знаменитых занятий, которые оперная дива проводила в 1971-1972 годах в Джульярдской школе в Нью-Йорке.

 

Перед публикой предстает  уже знаменитая и непревзойденная Каллас, которая на мастер-классах делится со слушателями своей мудростью и опытом, параллельно вспоминая прежнюю жизнь. Отрывками из писем зрителю «рассказывают» о бедном и голодном детстве легендарной певицы, об отношениях с семьей, и о главной трагедии жизни Каллас - отношениях с магнатом Аристотелем Онассисом.

 

Каллас  доверительно, и часто очень жестко,   рассказывает слушателям о том, что именно личные трагедии лучше всего помогают вживаться в образ. Прима Вахтанговского театра Максакова «презентует» зрителю эти истории через  уникальный и характерный только для нее образ – игривость, темперамент и задор, который с годами становится только ярче.

 

Большущий чемодан, из которого и «разлетаются» письма-воспоминания, пара уличных фонарей, скамейка, кресло и фортепиано – такие декорации постановки. И именно они «помогают» Максаковой-Каллас,  облаченной  в строгий белый (черный - во втором отделении) костюм «передавать» зрителю  силу таланта легендарной певицы. Главная героиня «проходит» через «четвертую сцену», обращаясь напрямую к публике: спрашивая, не душно ли в зале, какое настроение у зрителей и в шутку, обсуждая сидящих в первых рядах. И это вызывает восторг и овации  зала.

 

Постановка  сопровождается «переодеваниями» Максаковой в  образы  костюмов Каллас из ее знаменитых постановок: диадемы, парчовые накидки или летящие шали во фрагментах, которые реконструируют известные оперы с ее партиями. Звучат отрывки произведений Джузеппе Верди, Джакомо Пуччини, Винченцо Беллини.

 

«Некоторые интересные и неожиданные для меня роли не удалось сыграть. Я даже задумала подготовить вечер несыгранных ролей. И вот снова возникло это название - "Мастер-класс"»,  - рассказала на пресс-конференции после пресс-показа Максакова, отвечая на вопрос о том, как возникла идея постановки.

 

Людмила Васильевна мастерски «жонглирует» в спектакле серьезным тоном с саркастичными вставками и игривыми моментами, в которых предстает  возвышенной, ироничной, наивной, стервозной и недосягаемой. Ее Игра  вызывают  смех, сострадание, а в итоге  - понимание уникальности гениального таланта великой актрисы, которая  играет не менее великую певицу.

 

«Нам пришлось вместе с Людмилой Васильевной обратиться к дневникам Марии Каллас, письмам, воспоминаниям близких ей людей», - сказал режиссер Сергей Яшин журналистам, подчеркнув, что  это позволило рассказать о способе актерского существования в целом.

 

 «Раньше театр был способом жизни. Я посвящаю эту работу дому 7 по Брюсову переулку. Вы когда-нибудь будете проходить, прочитайте, кто там жил. Он весь в мемориальных досках», - сказала о главном Людмила Максакова на встрече с представителями СМИ.

 

«Мария Каллас действительно была великолепной певицей. Но она еще поражала драматическим разбором ролей, то есть она не просто пела - она освоила систему Станиславского», - так видит  Максакова свою героиню Каллас. И добавляет о встрече Марии с Аристотелем: «Эти две глыбы столкнулись и уничтожили друг друга. Это была роковая встреча. Это, так сказать, греческая трагедия, но происходящая в жизни».

 

В постановке, помимо Людмилы Максаковы  заняты заслуженные артисты России Олег Макаров, Мария Волкова, а также Евгения Ивашова, Алексей Петров и Евгений Кравченко. Партию фортепиано исполняет Андрей Булатов.

 

«Как мне кажется, мы видим и в пьесе у автора, и в жизни у Людмилы Васильевны, ее сценической судьбе огромное количество знаковых совпадений. И то, что Людмила Васильевна каждое слово в спектакле пропускает через свое сердце, думаю, оценят все наши зрители, придя на премьеру», - сказал директор театра Кирилл Крок, приглашая всех в Вахтанговский на премьерыне показы.

 

«Не говорите мне о правилах. Где бы я ни была, я сама устанавливаю эти чертовы правила», — так говорила Мария Каллас о себе, и так живет Людмила Максакова, сыгравшая ее на сцене Вахтанговского театра.

 

 

 

 

 

 

Сабадаш Владимир.

 

Фото – Владимир Голиков.
 

 

 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Google+
Одноклассники