Александринка привезла «Маузер» Теодороса Терзопулоса в Москву.

Опубликовано 31.03.2022 в разделе В театр! | Москва

 

 Спектакль - лауреат премии «Звезда Театрала» в номинации «Лучшая постановка иностранного режиссера в России» как никогда актуален в столице, учитывая санкции, последовавшие за событиями в Украине.


В период коронавируса в Александринке «Маузер» в постановке Теодороса Терзопулоса транслировался онлайн, а теперь, когда пандемия отступила, питерцы привезли спектакль в чеховский МХТ.

 

Именитый греческий режиссер Теодорос Терзопулос считает писателя и философа Хайнера Мюллера своим учителем и потому пьеса «Маузер» по  одной из глав «Тихого Дона» Михаила Шолохова – это дань уважения таланту Мастера. В 1970-ых годах режиссер пять лет стажировался в «Берлинер ансамбль», где его наставником был сам Хайнер Мюллер. В 1993 году именно Теодорос Терзопулос впервые открыл драматургию Хайнера Мюллера для российского зрителя, поставив в Театре на Таганке спектакль по его пьесе «Квартет».

 

«Театрализованная оратория» (определение жанра спектакля «Маузер» в Александринске)  - текст Хайнера Мюллера в этой постановке временами переходит в хоровое пение, которое звучит словно молитва о всех жертвах гражданских войн, коих было немало в истории Земли.  

 

Жуткая сцена суда и расстрела Бунчука из Донского Ревкома, который убивал по приказу партии, пока не почувствовал угрызения совести, в версии Терзопулоса превращается в настоящую греческую трагедию.  А крест с одеждой и выставленная в ряд обувь невинно убиенных – «документальное подтверждение»  преступлений революционной власти, которая  расстреливала людей во имя мифической «великой идеи».

 

«В пьесе раскрыта естественная динамика насилия, которая может проявиться в ходе какой бы то ни было революции, отдаляя ее от изначальных целей и делая их достижение, пусть даже в далеком будущем, крайне сомнительным. В последние годы по всему миру интерес к «Маузеру» возобновился, подтверждая тем самым актуальность его проблематики во время, когда гражданские войны и столкновения вернулись, а война, кажется, вновь становится средством решения конфликтов между мировыми державами. Спектакль я посвящаю памяти моего учителя Хайнера Мюллера и артиста Янниса Кунеллиса, друга и соратника Хайнера Мюллера, а также и моего», - так говорит  Теодорос Терзопулос о своей работе над проектом.

 

«Маузер» описывает и представляет собой особый судебный процесс, где действуют Герои и Хор. Первые: Николай Мартон, Елена Немзер, Игорь Волков, Дмитрий Бутеев, Николай Белин, Максим Яковлев, Тимур Акшенцев, Владимир Маликов, Виталйи Сазонов.  Вторые: Надежда Алексеева, Анна Величко, Анна Степанова, Евгения  Фадеева, Любовь  Штарк, Алексей  Двоеглазов, Владимир Минахин, Ефим  Роднев, Иван Супрун.

 

 В  спектакле звучат фрагменты из песен: «Смело товарищи в ногу», «Туруханский марш», «Мы жертвою пали в борьбе роковой», «То не ветер ветку клонит», а также фрагменты духовных гимнов. В пьесе слышны также и мотивы «Конармии» Исаака Бабеля.  

 

МХТ имени Чехова открыл свой дом для легендарного Александринского театра, основанного в 1756 году, который привез спектакль грека Терзопулоса по пьесе немца Мюллера на основе романа «Тихий Дон» Лауреата Нобелевской премии по литературе русского Шолохова.

 

 

 

 

 

 

 

Сабадаш Владимир.

 

Фото – Сергей Виноградов.

 

 

 

 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники