Александринка привезла «Маузер» Теодороса Терзопулоса в Москву.
Спектакль - лауреат премии «Звезда Театрала» в номинации «Лучшая постановка иностранного режиссера в России» как никогда актуален в столице, учитывая санкции, последовавшие за событиями в Украине.
В период коронавируса в Александринке «Маузер» в постановке Теодороса Терзопулоса транслировался онлайн, а теперь, когда пандемия отступила, питерцы привезли спектакль в чеховский МХТ.
Именитый греческий режиссер Теодорос Терзопулос считает писателя и философа Хайнера Мюллера своим учителем и потому пьеса «Маузер» по одной из глав «Тихого Дона» Михаила Шолохова – это дань уважения таланту Мастера. В 1970-ых годах режиссер пять лет стажировался в «Берлинер ансамбль», где его наставником был сам Хайнер Мюллер. В 1993 году именно Теодорос Терзопулос впервые открыл драматургию Хайнера Мюллера для российского зрителя, поставив в Театре на Таганке спектакль по его пьесе «Квартет».
«Театрализованная оратория» (определение жанра спектакля «Маузер» в Александринске) - текст Хайнера Мюллера в этой постановке временами переходит в хоровое пение, которое звучит словно молитва о всех жертвах гражданских войн, коих было немало в истории Земли.
Жуткая сцена суда и расстрела Бунчука из Донского Ревкома, который убивал по приказу партии, пока не почувствовал угрызения совести, в версии Терзопулоса превращается в настоящую греческую трагедию. А крест с одеждой и выставленная в ряд обувь невинно убиенных – «документальное подтверждение» преступлений революционной власти, которая расстреливала людей во имя мифической «великой идеи».
«В пьесе раскрыта естественная динамика насилия, которая может проявиться в ходе какой бы то ни было революции, отдаляя ее от изначальных целей и делая их достижение, пусть даже в далеком будущем, крайне сомнительным. В последние годы по всему миру интерес к «Маузеру» возобновился, подтверждая тем самым актуальность его проблематики во время, когда гражданские войны и столкновения вернулись, а война, кажется, вновь становится средством решения конфликтов между мировыми державами. Спектакль я посвящаю памяти моего учителя Хайнера Мюллера и артиста Янниса Кунеллиса, друга и соратника Хайнера Мюллера, а также и моего», - так говорит Теодорос Терзопулос о своей работе над проектом.
«Маузер» описывает и представляет собой особый судебный процесс, где действуют Герои и Хор. Первые: Николай Мартон, Елена Немзер, Игорь Волков, Дмитрий Бутеев, Николай Белин, Максим Яковлев, Тимур Акшенцев, Владимир Маликов, Виталйи Сазонов. Вторые: Надежда Алексеева, Анна Величко, Анна Степанова, Евгения Фадеева, Любовь Штарк, Алексей Двоеглазов, Владимир Минахин, Ефим Роднев, Иван Супрун.
В спектакле звучат фрагменты из песен: «Смело товарищи в ногу», «Туруханский марш», «Мы жертвою пали в борьбе роковой», «То не ветер ветку клонит», а также фрагменты духовных гимнов. В пьесе слышны также и мотивы «Конармии» Исаака Бабеля.
МХТ имени Чехова открыл свой дом для легендарного Александринского театра, основанного в 1756 году, который привез спектакль грека Терзопулоса по пьесе немца Мюллера на основе романа «Тихий Дон» Лауреата Нобелевской премии по литературе русского Шолохова.
Сабадаш Владимир.
Фото – Сергей Виноградов.
Окультурить друзей: