«Мастер Класс» Марии Каллас от Людмилы Максаковой

Опубликовано 31.03.2022 в разделе В театр! | Москва


Удивительный «Мастер-класс» («Письмо из тишины») состоялся на пресс-показе на Новой сцене легендарного театра имени Евгения Вахтангова. Он поставлен по пьесе американского драматурга, либреттиста, сценариста Терренса Макнелли (1938-2020), пятикратного лауреата премии «Тони» за разные произведения, в том числе в 1996 году за эту пьесу, в основу которой легли импровизированные рассказы о мастер-классах прославленной оперной дивы XX века, сопрано из Греции Марии Каллас (1923-1977), Более чем двухчасовая премьера спектакля из двух действий с одним антрактом, приуроченная к Международному дню театра, учреждённому в 1961 году XI конгрессом Международного института театра (МИТ) при ЮНЕСКО, прошла на одном дыхании. Виновницей этого бесспорно стала народная артистка РСФСР, лауреат Государственной премии России Людмила Максакова, неожиданно выступившая с невероятной виртуозностью и присущим ей артистическим блеском в главной роли, в отличие от всех ее предыдущих знаковых острохарактерных ролей, сыгранных в любимом ею театре.

 

В белом брючном костюме на высоких каблуках и с бусами из белоснежного жемчуга, супер элегантная, представ во всей своей красе, пластичная, энергичная, внешне до неузнаваемости преображенная в образе прославленной героини, легко и свободно, с присущей ей грациозностью и статью, вне возраста, со вкусом и знанием дела провела несколько открытых неординарно воспринимаемых со стороны мастер-классов по вокалу для трех молодых оперных певцов, участвовавших в знаменитом мастер-классе Марии Каллас, который она проводила с октября 1971 года по март 1972 года в Джульярдской школе (Нью-Йорк, США). 

 

Среди студентов оказались две разные по духу и характеру сопрано - Софи Де Пальма (Евгения Ивашова) и Шэрон Грэхэм (Мария Волкова), и необыкновенно владеющий своим красивым голосом тенор Энтони Кандолино, (Алексей Петров), Небезынтересно, что все актеры, как и положено, показали не только отличное владение драматическим искусством, но и поразили своими вокальными данными, исполняя, как заправские оперные певцы, сложные по сути фрагменты из опер «Сомнамбула» Винченцо Беллини, «Макбет» Джузеппе Верди и «Тоска» Джакомо Пуччини.

 

В других ролях в едином творческом ансамбле на сцене предстали такие замечательные артисты, как: Олег Макаров в безымянном персонаже, сопровождавшем певицу (Незнакомец), и Евгений Кравченко, безукоризненно выступивший в роли взаправдашнего аккомпанирующего пианиста Мэнни Вайнштока. Хотя на самом деле партию фортепиано на протяжении всего спектакля за сценой в унисон с певцами искусно исполнял Андрей Булатов.

 

Режиссёром-постановщиком спектакля выступил народный артист России Сергей Яшин, выпускник ГИТИСа, ученик выдающегося режиссёра и педагога Андрея Гончарова. Сегодня он сам преподает в этом вузе, являясь профессором и руководителем кафедры актёрского мастерства. Постановка «Мастер-класс», которая впервые была представлена на Бродвее в 1995 году, его третья работа в Театре имени Евгения Вахтангова, которую он с удовольствием сделал по предложению самой Людмилы Максаковой. В 1999 году он поставил спектакль «Посвящение Еве» французского и бельгийского драматурга и писателя Эрика-Эмманюэля Шмитта для двух уникальных мастеров Вахтанговской сцены – народного артиста СССР Василия Ланового и народного артиста РФ Евгения Князева, украшавший афишу театра более 20 лет. А в 2001-м вышел его спектакль «Ночь игуаны».

 

Примечательно, что пьесу «Мастер-класс» Людмиле Васильевне для постановки еще 15 лет назад предложила помощник художественного руководителя по литературной части – настоящий профессионал Людмила Евгеньевна Остропольская, долгие годы служившая в театреНо тогда эта работа по разным причинам не состоялась. 

 

Но сейчас она встречена на «Ура!» восторженными зрителями и истинными поклонниками актрисы.

 

Большую роль в успехе постановки сыграли сценография и костюмы художника Елены Качелаевой. Свою лепту в это внесли художник-гример Ольга Калявина, лауреат премии имени И.М. Смоктуновского;  художник по свету Руслан Майоров, сочинивший свет к техническому шоу на открытии 100-го сезона Театра Вахтангова. И, конечно, музыкальный руководитель Татьяна Агаева, заслуженный деятель искусств России, профессор, возглавляющая более 20 лет музыкальную часть Вахтанговского театра, являясь также заведующей кафедрой музыкальной выразительности актера Театрального института имени Бориса Щукина.

 

Перевод пьесы осуществил Сергей Волынец. В спектакль включены фрагменты из книги Марии Варденга «Когда вернётся бабочка».

 

Отрадно, что, по признанию Людмилы Васильевны Максаковой, постановка пьесы с ее участием посвящена дому под номером 7 по Брюсову переулку, построенном в период 1933-1935 гг. по проекту архитектора Алексея Щусева, в котором она живет долгие годы и в котором в разное время жили великие певцы Большого театра. Прежде всего, ее мама Мария Максакова, а также Надежда Обухова, Ирина Масленникова, Антонина Нежданова и такие знаменитости, как Иван Козловский и Марк Рейзен, а с ними дирижер Николай Голованов.

 

 

 

 

Алла Буловинова

 

Фото автора


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники