«СЧАСТЛИВЫЕ ДНИ НЕСЧАСТЛИВОГО ЧЕЛОВЕКА»
Под таким названием режиссер Московского драматического театра имени Вл. Маяковского, заслуженный деятель искусств России Юрий Иоффе представил новый спектакль на сцене своего театра на Сретенке. Он поставил его по одноименной пьесе одного из самых известных драматургов советского времени Алексея Арбузова, написанной в 1967 году.
По свежим следам ее в 1968 году ставил режиссер Юрий Аксенов, ученик Георгия Товстоногова, в Ленинградском Большом драматическом театре, а позже, в 1969 году, Анатолий Эфрос в Театре на Малой Бронной с Александром Ширвиндтом в главной роли.
Примечательно, что в год своего столетнего юбилея легендарный театр, в 1930-е годы именовавшийся, как «Театр Революции», снова прикоснулся к драматургии Алексея Арбузова. Именно здесь впервые была поставлена начинающим режиссером Андреем Лобановым пятая по счету пьеса, написанная 30-летним драматургом в 1938 году специально для примы театра, одной из самых известных актрис Москвы, тонкой лирической героини Марии Бабановой (1900-1983), что принесло автору неимоверный успех.
При этом, нынешняя премьерная постановка стала первой, которая случилась при новом художественном руководителе Егоре Перегудове, сменившим на этом посту Миндаугаса Карбаускиса, достойно стоявшего во главе театра в течение десяти лет, начиная с 2011 года, и поставившего на его сцене десять добротных спектаклей.
Примечательно, что Юрий Иоффе, окончив в 1981 году ГИТИС (курс народного артиста СССР Бориса Равенских), очень скоро получил приглашение народного артиста СССР Андрея Гончарова для работы в Театре имени Вл. Маяковского. С тех пор он, как режиссер, известен своими глубокими и интересными постановками. Среди тех, что сейчас :идут на Малой сцене и Сцене на Сретенке: пьеса-загадка «Чудаки» Максима Горького (2013), «Маэстро» по роману Карела Чапека (2015); спектакль «Блажь», поставленный по наименее знакомой пьесе Александра Островского, написанной им в соавторстве с Петром Невежиным (2017); спектакль по одной из ранних пьес известного драматурга Эдварда Радзинского "Снимается кино" (2019) и спектакль "Дикарка" по пьесе Александра Островского и Николая. Соловьева (2020).
Теперь у него безупречно талантливо получилась трехчасовая притча для театра в двух частях «Счастливые дни несчастливого человека», которая вызывает искренние переживания за основного героя пьесы и сочувствие за его неудачно сложившуюся личную жизнь Кроме двух судьбоносных моментов в ней с промежутком между ними в 18 лет, о которых и идет речь в пьесе
В первой части постановки основные события относятся к 1938 году, во второй - к 1956-ому. Один из главных героев - крупный ученый, биолог и медик Крестовников (Евгений Матвеев). Другой – его близкий товарищ и коллега Володя Костенецкий (Илья Никулин).
Если в первой части притчи, когда в воскресное солнечное утро на подмосковной даче, где мать главного героя Крестовникова, миловидная и радушная хозяйка Елена Сергеевна (Галина Беляева) суетилась, принимая друзей своей семьи, в том числе Бориса Николаевича, отца Володи, дипломата (Дмитрий Прокофьев), ее 24-летний сын разрывает отношения со всеми близкими и дорогими ему людьми. Прежде всего с матерью из-за того, что она с новым мужем-дипломатом уезжает в Германию, а также с обожаемым им учителем, профессором Бергом Иваном Ильичем (Евгений Парамонов), его дочерью Аришей (Арина Назарова), крепко влюбленной в него. И даже со своим лучшим другом, обладающим большим чувством юмора, 23-летним Костенецким, который, как ему представлялось, стал его конкурентом в продвижении по карьерной лестнице…
Пережив в начале уход отца из семьи, Крестовников всю последующую жизнь живет в недоверии к людям, уйдя с головой в научную работу. В его зрелые, 42 года, во второй части притчи, судьба преподносит ему встречу с молоденькой, полюбившей его женщиной, Настенькой (Юлия Марычева. Но он воспротивился идти на встречу возникшему, хотя и взаимному теплому чувству, оставаясь один. Крестовников никогда не был женат, даже на Зиминой Нине Павловне (Наталяя Филиппова) которая по своей воле согласилась быть рядом, проявляя несмотря ни на что преданность к нему.
Вот так и вышло: как в первой части притчи, так и во второй: вместо того, чтобы довериться кому-то, он срывается с места, убегает прочь, боясь рисковать, чтобы потом самому не разочароваться во всем.
А что произошло на самом деле в его жизни? Был ли он когда-либо по-настоящему счастлив?
Ответ, конечно, можно получить, посмотрев удивительно трогательно поставленный и сыгранный спектакль «Счастливые дни несчастливого человека» в Театре имени Вл. Маяковского.
Следующие спектакли состоятся: 13 июня, понедельник, 18.00 и 27 июня, понедельник, 19.00.
Алла Буловинова
Фото автора
Окультурить друзей: