Вахтанговская «Гроза» разрывает стереотипы.
На Новой сцене театра Вахтангова разбитый корабль с накренившейся мачтой – апофеоз тонущего старого мира в постановке Уланбека Баялиева.
«Гроза» – самая знаменитая драма А. Н. Островского, одно из самых загадочных произведений мировой драматургии. Практически два века эта простая история, произошедшая в провинциальном городке на реке Волге, не дает покоя современникам. Главная героиня «Грозы» Катерина – молодая замужняя женщина – впервые испытывает сильную любовь к мужчине, который не является ее мужем, ну разве это не актуально? Запретное чувство превращается в роковое испытание для нее: ни ее воспитание, ни общий уклад жизни не позволяют ей покинуть семью ради возлюбленного, который к тому же сам не готов нарушить стереотипы…
«Мысли Островского очень объемны и современны. В городе Калинове каждый человек – сгусток боли. Эта боль – «тяжесть бытия», и у каждого она оправдана. В «Грозе», мне думается, нет «тёмного царства», нет противопоставления света и тьмы. Катерина не «светлее», не «лучше», чем все остальные. Просто она другая: она, как никто другой, ищет свободы, права на жизнь, права на любовь, пусть даже вопреки устоявшемуся порядку», - говорит о своем видении сути «Грозы» режиссер Уланбек Баялиев.
Герои постановки мечутся по сцене, как по жизни: одни «аплодируют» крушению старого мира, другие готовы строить новый корабль, а некоторые не прочь и затонуть…Река Волга – как граница между мирами: либо на дно великой русской реки, либо отправиться в высь, обретя договоренность с самим собой.
Судьба Катерины по вахтанговской версии – новая жизнь и примирение с реалиями времени, практически сказка. По настроению, темпоритму и звучанию пространства сказка Баялиева «цепляет» зрителя междустрочием и послезвучием.
Злая свекровь, кроткий муж, влюбленный принц, героиня в поисках героя – ну чем не сказка? А ведь еще есть и украденный ключ, скиталица с байками и небылицами, бочка с живой водой и даже мудрый и чуткий Кот, который стал Катерине братом.
Кабаниха (Ольга Тумайкина) - не принимающая изменений мира, душит своим уставом, упрятывает вольными мыслями юной особы, наматывая свой опыт тяжелым тюрбаном на голову Катерины. Вахтанговская звезда невероятно театральна и до неприличия любима зрителем в этой роли.
«Пронзительный мужик» Дикой (Игорь Карташев) единственный, способный «распечатать» Кабаниху, правдоподобен и неподражаем в своем таланте.
Покорный сын Кабанихи, тихий Тихон (Сергей Волков/Павел Попов) – добрый человек, счастливый любовью к жене, но несчастный отсутствием пропитого ума.
Кулигин (Юрий Красков) - раритет, которых нынче уже не «делают» - один из немногих, чувствующий новизну времени.
Катерина (Евгения Крегжде) пластичная, импульсивная, живая, настоящая - безупречна в роли женщины, боящейся любви. Катя хочет, как и все мы, быть достойным человеком, порядочным, жить без вранья. Но не у всех это получается…
«Все мы знаем, что в душе всегда есть мечты и желания; но есть и мир, с которым надо считаться. Недаром интернет в наши дни – главная среда общения: там можно быть не собой, надеть маску, менять личины, казаться лучше чем ты есть. В интернете ты можешь все регулировать сам…Но мир и окружающих людей отрегулировать невозможно; от мира нельзя спастись одиночеством, как в интернете. В мире, наоборот, надо искать человека. Так в «Грозе»: там каждый герой ищет себе человека, каждый ищет общения. Жизнь есть ожидание счастливого конца...Спектакль удивительно современный, при этом так необычно сыгран и интонирован, что зал довольно много смеялся.
Прекрасные (современные) костюмы. Отличный актерский ансамбль. Спектакль точно не был занудным и излишне сентиментальным… Сегодня проснулась, а впечатления остались такими же», - философский комментарий мамы десятиклассницы о вахтанговской «Грозе».
Светлана Юрьева.
Фото – пресс-служба театра.
Окультурить друзей: