«Дядя Жорж» получился из двух пьес Антона Чехова – «Леший» и «Дядя Ваня»

Опубликовано 20.06.2022 в разделе В театр! | Москва


         

Вот так бывает. Именитый режиссер и художественный руководитель Московского академического театра сатиры Сергей Газаров позволил себе объединить две пьесы Антона Чехова в жанре «Сцены из деревенской жизни, комедия», созданные драматургом в разное время.

 

Одна из них - не очень популярная комедия в 4-х действиях «Леший» (1889). Хотя в 1981 году ее поставил в театре имени Евгения Вахтангова режиссер Евгений Симонов. И в 1995 году режиссер Борис Морозов в Малом театре, где в главных ролях выступали народный артист РСФСР Юрий Каюров (Серебряков), народная артистка России Людмила Титова (Елена Андреевна) и народный артист СССР Юрий Соломин (Егор Петрович Войницкий).      

 

А другая пьеса, более, чем известная, с успехом идущая по сей день на многочисленных театральных подмостках, «Дядя Ваня» (1896), переделанная  Антоном Павловичем из пьесы «Леший». В ней сохранились в основном имена главных действующих лиц и изменен конец драматической истории главного героя под именем дядя Жорж. И в результате глубокого осмысления содержания двух пьес и его героев получился новый, достаточно современный, со всеми вытекающими из этого последствиями,  спектакль под названием «Дядя Жорж», конечно, по имени прототипа дяди Вани - Войницкого Ивана Петровича.

 

Оказывается, что все не случайно: в обеих пьесах прослеживается интерпретация одного и того же сюжета и есть взаимосвязанные и узнаваемые по имени и фамилии герои. А образы, которые создают талантливые актеры театральной труппы в новом спектакле под названием «Дядя Жорж», не совсем похожи на те, что выведены в пьесе «Дядя Ваня». Они и по сути, и по характеру оказываются разными и даже противоположными друг другу. И при этом есть еще другие действующие лица. Все они, пожалуй, больше под стать героям пьесы «Леший». Среди них такие, как Орловский Иван (Сергей Серов), Фёдор Иванович, его сын (Игорь Лагутин), Желтухин (Артемий Соколов-Савостьянов), Юля, его сестра (Надежда Филиппова) и т.д., которые были убраны из «Дяди Вани», не имея, по мнению автора, смысловой нагрузки.

 

Но это и интересно. Ведь все познается в сравнении, заставляя задуматься и понять, как, зачем и почему меняются по воле драматурга образы главных героев в пьесе «Дядя Ваня».

 

Примечательно, что Сергей Ишханович впервые поставил спектакль по произведениям Чехова. И это, не в последнюю очередь, связано с вынужденной самоизоляцией, которая коснулась всех и, вероятно, дала ему возможность уйти с головой в обе пьесы одновременно, оригинально соединив их, не меняя ни одного слова, ни одной запятой, и даже ничего не добавляя от себя. 

 

Например, герой в спектакле «Дядя Жорж» под фамилией Войницкий и по имени Егор (Фёдор Лавров), попросту выступает, как дядя Жорж в «Лешем». А в «Дяде Ване» он Иван Петрович Войницкий - тот самый не везучий и зависимый от разных обстоятельств дядя Ваня, вызывающий сочувствие зрителя и думающий даже при удобном случае для него покончить с собой, отчего уберегает его доктор Астров, заставляя вернуть дядю Ваню бутылочку с морфием. Но в пьесе «Леший», как и в постановке «Дядя Жорж», почти «под занавес» спектакля, ему удалось выстрелом покончить с собой, вызвав ужас зрителя от оставленного кровавого следа на висящем белоснежном занавесе.

 

И в обеих пьесах этот герой - сын Марьи Васильевны Войницкой, вдовы тайного советника и матери первой жены отставного профессора Александра Владимировича Серебрякова – Марьи Войницкой, в роль которой органично вписалась старожил Театре сатиры, заслуженная артистка России Нина Корниенко. Она более 50 лет, начиная с 1969 года, сразу по окончании Школы-студии МХАТ (курс прославленного театрального педагога В.П. Маркова), работает на знаменитой сцене. 

 

Небезынтересно, что в спектакле «Дядя Жорж» необычным кажется воплощение образа Серебрякова (народный артист России Юрий Васильев), который в «Дяде Ване» предстает стариком, которому свойственно постоянное недомогание от мучающей его подагры. А в «Дяде Жорже» он в некотором роде внешне крепок (наверно, за счет статной фактуры артиста, изображающего его), хотя и жалуется на нездоровье. Он весьма симпатичный персонаж с определенными саркастическими курьезами и необузданно нервным нравом, демагог, претендующий на особое внимание окружающих и, прежде всего, его молодой, 27-летней, жены Елены Андреевны (Александра Мареева). Она же притягательно красива, но в отличие от образа в пьесе «Дядя Ваня» слишком самодостаточная, волевая и неимоверно резкая до проявления некоторой вульгарности и способна неожиданно скрыться без всякого предупреждения в неизвестном направлении от Серебрякова…

 

Здесь же и Соня, тот самый трогательный и беззащитный образ в «Дяде Ване», не красивой и не уверенной в себе девушки, которая без взаимности страдает от влюбленности в доктора Астрова. Софья Александровна - дочь Серебрякова от первого брака, родная племянница дяди Вани в «Дяде Ване» и также дяди Жоржа в «Лешем». И в этой пьесе все замечают, что она влюблена в Лешего (доктора Астрова). Но в то же время в спектакле «Дядя Жорж» она прекрасна и не теряется среди других разноплановых и ярко представленных героев, вызывая к себе не шуточное расположение. Ее играет милая и энергичная 26-летняя актриса, выпускница Высшего театрального училища имени Михаила Щепкина (курс В.М. Бейлиса и Н.В. Иванова) Ангелина Стречина.

 

И, конечно, заметная роль во всем действе «Дяди Жоржа» отводится загадочному и серьезному по натуре доктору Михаилу Львовичу Астрову (Сергей Шнырев). Вообще его первоначальная фамилия обозначена как Хрущов, Леший, помещик, кончивший курс на медицинском факультете. 

 

                 В пьесе «Леший» он деятельный и умный человек, занимающийся посадкой новых лесов. Именно в его уста, что приятно было слышать и в спектакле «Дядя Жорж», Антон Павлович вложил такие мудрые слова, как «В человеке все должно быть прекрасно…», которые со временем стали крылатыми…

 

С премьерой необычно красочной постановки «Дядя Жорж» в Театре сатиры! И как говорится в таких случаях: «Большому кораблю большое плаванье».

 

 

 

 

 

 

Алла Буловинова

 

Фото автора

 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники