Дочь, как известная тень матери - рецензия на фильм «Джейн глазами Шарлотты» (Jane by Charlott)
«Почему мы учимся жить без матерей?»
Цитата из фильма
В рамках Beat film festival в Москве и Санкт-Петербурге стартовали показы документального фильма об англо-французской актрисе и певице Джейн Биркин. Почти четверть века назад Биркин попала в объектив великой визуалистки Аньес Варда. Но сегодня она стала музой своей дочери Шарлотта Генсбур. Какой же образ иконы стиля создала Генсбур в своём фильме, расскажет Диана Агаларови.
На фоне большого белого полотна с пролетающими кадрами семейной хроники восседает на высоком стуле Джейн Биркин. За кадром слышен голос Генсбур. По расслабленной тени Шарлотты на полотне и улыбающейся Джейн понятно, что это будет не обычное интервью - скорее откровенная беседа между двумя родными людьми.
В фильме нет никакого сюжета и постановки. Сначала резко сменяющиеся кадры японского мегаполиса создают атмосферу суетливого города, в котором дает концерт Джейн. Шарлота лишь запечатлевает неторопливые похождения матери в экзотической стране. А из концерта в Японии съёмки переносятся на берег загородной виллы в Бретани, где Шарлота уже вместе со своей дочкой навещает бабушку.
Немного свежего артишока крупным планом, зажженных свечей - в кадр будто специально попадают примечательные детали, чтобы зритель почувствовал себя на просмотре, как дома. А затем вы погружаетесь в длинную беседу. Шарлотта начинает задавать матери незаурядные вопросы, на которые не любая дочь готова услышать ответы. А иногда даже не может себе признаться в чём-то, будучи самой в роли матери. Джейн при этом, совершенно не стесняясь, открывает все свои секреты.
Взаимопониманию, царящему между двумя героинями в кадре, остается лишь только немного позавидовать. А в голове хочется пролистнуть все диалоги со своей матерью - получается самая настоящая кинотерапия под бокал холодного белого вина.
В ответ на откровенность матери Шарлотта создаёт ее интимный портрет. В объективе она фокусируется на всех мелочах - легкая улыбка, взгляд в сторону. Она даже приближённо снимает уже немолодые, но грациозные руки матери так, что видны все морщинки и пятнышки. Но, не смотря на это, в кадре Биркин выглядит как королева. И, пожалуй, этот фильм можно окрестить, как самое нежное признание в любви знаменитой матери от не менее известной дочери. Ведь Шарлотта не просто восхищается Джейн, она боготворит ее, и это видно в каждом кадре.
P.S. И, если «глазами Аньес Варда» была раскрыта творческая сторона Джейн Биркин, то «глазами Шарлотты» - интимная, закрытая от всеобщего ока …
Диана Агаларови
Окультурить друзей: