Широкомасштабная «Аида» Джузеппе Верди в театре «Геликон-опера»
В Московском музыкальном театре «Геликон-опера» под руководством Дмитрия Бертмана случилась широкомасштабная премьера оперы Джузеппе Верди «Аида» в четырех действиях с одним антрактом на либретто Антонио Гисланцони, представленная на итальянском языке с субтитрами перед сценой.
Небезынтересно, что опера, ставшая одной из самых репертуарных в мире, была написана по заказу египетского хедива Исмаила-паши для Каирского оперного театра, строительство которого было приурочено к открытию Суэцкого канала в 1869 году, означавшего символ намерений Египта занять достойное место в мире. Но сам композитор датой настоящей премьеры считал постановку в театре «La Scala» в феврале 1872 года. То есть, 140 лет тому назад. Именно тогда его 32 раза вызывали для поклонов!
И главное, в музыкальной части новой постановки зрители впервые могут услышать музыкальный раритет к опере – вместо прелюдии-интродукции звучит написанная автором позже «Симфония», обнаруженная спустя 70 лет в бумагах Верди на его вилле Сант-Агата, - увертюра, по словам режиссера, меняющая «концепцию спектакля, которая несет другие смыслы».
Действие в опере происходит в Мемфисе и Фивах во времена владычества фараонов. В ней повествуется о несчастной любви предводителя египетских войск Радамеса и рабыни Аиды - дочери эфиопского царя, с войсками которого сражаются египтяне.
Уж, сколько раз мы слышали эту оперу о двух соперницах, влюбленных в одного и того же мужчину на ведущих театральных подмостках. Но такого…
По сюжету Аида влюбляется в начальника дворцовой стражи фараона Радамеса, к которому неравнодушна и дочь правителя Египта Амнерис. В этом и заключается вся трагическая коллизия…для основных героев.
Режиссер постановки народный артист России Дмитрий Алексанлрович Бертман, всегда неожиданным образом воплощающий свои творческие задумки, исходя из собственного видения произведения, представил на суд зрителей грандиозное зрелище. Еще первая постановка этой оперы, появившаяся 26 лет тому назад, в сезоне 1995/1996 гг., произвела сенсацию.
Сейчас в главной сложной партии Аиды блистает сопрано Ирина Окнина, обучавшаяся с 1994 по 1999 год в ГИТИСе под руководством профессора Георгия Ансимова. и уже три года выступающая на сцене театра «Геликон-опера». Примечательно, что еще десять лет назад, в 2012-м, она дебютировала в этой роли в оперном театре Регенсбурга (Германия).
Не простую партию Радамеса исполняет красивый тенор Шота Чибиров, окончивший сначала вокальное отделение Владикавказского колледжа искусств имени В.А. Гергиева, а затем Санкт- Петербургскую государственную консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова. На протяжении трех лет работы в «Геликон-опере» он исполнял ведущие партии в таких операх Верди, как «Трубадур» (Манрико), «Травиата» (Альфред Жермон) и «Бал-маскарад» (Риккардо).
В партии Амнерис с огромным внутренним надломом и эмоционально выступает меццо-сопрано Юлия Никанорова, ставшая солисткой «Геликон-оперы» сразу по окончании факультета музыкального театра ГИТИСа (мастерская народного артиста России Дмитрия Бертмана, класс преподавателя Тамары Синявской.
Заслуженный артист России Михаил Гужов, лауреат международных конкурсов, в том числе получивший в свое время премию Фонда Ирины Архиповой, как всегда, с неподражаемой легкостью исполнил своим узнаваемым сочным и густым басом партию верховного жреца Рамфиса.
Позитивное впечатление вызвало, как исполнение партии отважного воина Амонасро - царя Эфиопии баса Алексея Дедова, уже появлявшемся в этой роли на ежегодном оперном фестивале Sankt Margarethen (Австрия), в Национальном театре Мюнхена (Германия), и в Татарском государственном академическом театре оперы и балета имени. Мусы Джалиля (Казань, Россия), так и царя Египта в исполнении заслуженного артиста России, баса Александра Киселева.
Любопытно, что заслуженная артистка России, сопрано Марина Карпеченко, выступившая в роли верховной жрицы, еще в 1998 году, после успешного дебюта в партии Аиды в одноименной опере Джузеппе Верди, стала солисткой театра «Геликон-опера». Она также участвовала в других операх Верди театра, в том числе: «Травиате» (Аннина), «Макбет» (леди Макбет); «Набукко» (Абигаиль), «Фальстаф» (Алиса Форд).
Личная драма основных героев в спектакле разворачивается на фоне отлично продуманных монументальных массовых сцен в сопровождении торжественных маршей, гимнов, панегириков. А в ролях жрецов и жриц, придворных, солдат, слуг, рабов и пленных, эфиопов и египетского народа в спектакле заняты многочисленные артисты хора театра «Геликон-опера», а также артисты Московского академического театра танца «Гжель».
Нынешняя постановка под руководством высокопрофессионального мастера Дмитрия Бертмана создана с привлечением новой творческой команды, которую нельзя представить без великолепно владеющего дирижерской палочкой, главного дирижера театра Валерия Кирьянов. В ней также особую роль скульптора-монументалиста сыграл известный 56-летний эстонский скульптор и художник Тауно Кангро вместе с художником-сценографом, заслуженным работником культуры России Ростиславом Протасовым. – авторами выразительных декораций, которые уводят зрителей в глубину веков.
За огромные позолоченные, сделанные с большим размахом костюмы, отвечала знаменитый театральный художник из Санкт-Петербурга Ника Велегжанинова, выпускница отделения сценической техники и технологии художественно-постановочного факультета Петербургской государственной академии театрального искусства (ныне – РГИСИ),
Оригинальную световую гамму создал опытный художник по свету Денис Солнцев, на счету которого оформление 200 музыкальных, драматических и кукольных спектаклей в театрах Москвы и Санкт-Петербурга, к тому же, являющегося постоянным художником по свету театра-фестиваля «Балтийский дом» и Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии.
Изысканным хореографом выступил лауреат международных конкурсов Эдвальд Смирнов, окончивший ранее Академию Русского балета имени А.Я. Вагановой и кафедру хореографии Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова и работавший продолжительное время со многими ведущими театральными режиссерами, включая Георгия Товстоногова и Романа Виктюка.
Хормейстер постановки заслуженный артист России Евгений Ильин, участвующий на протяжении десяти лет в качестве главного хормейстера в подготовке всех премьер театра «Геликон-оперы».
По признанию самого Дмитрия Бертмана, «Аида» Джузеппе Верди привлекает его «своей невероятной историей любви. Он считает, что это очень «камерная опера, в ней фокус – на крупный план героев. Это масштабное оперное полотно состоит на самом деле из арий, дуэтов, терцетов, а массовые сцены – как противовес человеческой истории».
Думается, что древняя трагическая история любви и противостояние в опере добра ко злу, требующие постоянного переосмысления, привлекут зрителей на широкомасштабную постановку оперы «Аида» в театр «Геликон-опера». Всем, кто ее готовил, заслуженных аплодисментов…
Премьера – 28 июня 2022 года.
Спешите!
Алла Буловинова
Окультурить друзей: