Выставка «Исаакиевский собор и его создатели».
«Очень интересно и познавательно было послушать лекцию об истории Исаакиевского собора», - подвела итоги посещения выставки одна из любительниц искусства.
Выставка «Исаакиевский собор и его создатели», открывшаяся в Государственном музее Пушкина, знакомит посетителя с серией живописных работ, иллюстрирующих подарочное издание, ориентированное на читателей младшего и среднего школьного возраста, посвященное истории знаменитого петербургского храма.
Детская книга, для которой созданы эти иллюстрации, еще не вышла. Она расскажет историю строительства Исаакиевского собора – о первых трех храмах, носивших это название, об эпохальной перестройке, продолжавшейся 40 лет, и людях, которые создали шедевр, начиная с архитектора Огюста Монферрана, для которого работа над собором стала делом всей жизни.
«Не было бы Монферрана, не было бы скульптора Витали, Якоби бы не изобрел гальванопластику, Брюллов бы не залез на купол и в общем, даже, здоровье подорвал, да, не написал бы, ничего бы не было», – заявил директор Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» Юрий Мудров.
Автор иллюстрации Георгий Панайотов больше известен, как иконописец. «Сейчас мы знаем, что в городе на большие праздники у нас горят ростральные колонны, зажигаются огни на них, а когда-то еще и на Исаакиевском соборе зажигались огни, в четырех углах храма находятся светильники. Там подведены трубки, которые подавали газ. Есть предположение, что, может быть, сразу стало понятно, что металл, из которого они сделаны, не выдержит большой температуры долго, и есть предположение, но это очень неточно, что, может быть, заливали жидкое горючее», – рассказал художник Георгий Панайотов на открытии выставки.
На некоторых иллюстрациях сохранены заметки автора и направляющие линии. Работы выполнены акрилом. Образы создателей собора восстанавливались по гравюрам, фотографиям и живописи, как например, портрет Ивана Витали.
«У нас есть изображения Карла Брюллова, на котором показано, как он лепит скульптуру, я опирался во многом на него. Но мне было любопытно и интересно посмотреть и на другие портреты, один из них показывает скульптора Витали со спины. Он был достаточно невысокий и очень энергичный, судя по той позе, в которой он показан на портрете со спины, очень такой живой темперамент», – пояснил Панайотов, проводя экскурсию для представителй СМИ.
Структурно экспозиция сохраняет последовательность книжного повествования и задумана как путеводитель по истории строительства Исаакиевского собора. Работы сгруппированы в тематические блоки: внешний вид предыдущих Исаакиевских церквей, этапы возведения ныне существующего храма, скульптура в его убранстве, живопись, мозаика, витраж...
Благодаря иллюстрациям, показывающим соотношение размеров различных элементов храма и человеческих фигур, дети и взрослые могут наглядно увидеть, например, насколько огромны колонны Исаакиевского собора и какого на самом деле размера голубь, снизу кажущийся маленькой птичкой, парящей под куполом.
Сотрудник Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» Георги Панайотов многим известен как иконописец. Первую икону он исполнил в пять лет. В 17 лет получил первый заказ на выполнение иконостаса. Сегодня в его творческом багаже десятки проектов, выполненных для храмов Санкт-Петербурга, Ленинградской области, других земель России и зарубежья.
Выставка проходит в Выставочных залах «Научной библиотеки»
Государственного музея А.С. Пушкина по адресу ул. Пречистенка, 12/2 с 05 июля по 28 августа.
Наталья Логинова.
Фото – Горшкова Ольга.
Окультурить друзей: