Наталья Душегрея: «Средневековые традиции и современные тенденции».
На протяжении долгого времени мы во всех сферах, в том числе и в моде, были сильно ориентированы на запад, но в последние годы тенденции значительно поменялись. Импортзамещение является главным вектором деятельности многих областей, модная сфера - не исключение.
На протяжении семи лет известный российский бренд «ДушеГрея», который очень любят многие знаменитости, в каждом сезоне непременно выпускает коллекцию в стиле «а-ля рус». В этом году дизайнер Наталья Душегрея досконально погрузилась в эпоху Ивана Грозного, нивелировав границы между средневековьем и нашим временем.
Насколько в моде возможна синергия средневековых традиций и современных тенденций, каковы актуальные fashion-тренды, какие меры поддержки ждут отечественные дизайнеры от государства и насколько важна преемственность поколений в подготовке молодых кадров: об этом и многом другом мы поговорили с Натальей Душегреей в интервью.
С годами мода претерпевает значительные изменения, но некоторые традиции остаются незыблемыми. Также ни для кого не секрет, что мода циклична - многое возвращается к нам из прошлого. Какие традиции средневековой моды актуальны в fashion-тенденциях двадцать первого века?
- Мы проживаем в моде такой период, когда можно всё! В каждом сезоне актуально примерно двадцать тенденций одновременно: остаётся только понять, что ближе лично Вам и что подчёркивает достоинства. Важно выражение некой индивидуальности в человеке, а стиль можно подобрать любой. Это не как, например, в 70-ые – в моде «хиппи» и ничего другого. Сейчас в тренде и хиппи, и минимализм, и рваные джинсы: безграничный простор для фантазии и множество вариаций.
Посоветуйте, пожалуйста, как оригинально и небанально сочетать классические узоры, орнаменты и трендовые фасоны? Возможна ли синергия многовековых традиций и современных фасонов?
- Образы с историческими принтами органично сочетаются с современными вещами – джинсами, классическими брюками, белой рубашкой, жилетами, обувью и много чем другим. Важно, чтобы одежда была уместна и сочеталась с разнообразными вещами, чтобы она не была нелепой.
Я правильно понимаю, что Ваша коллекция «Царская невеста», посвящённая эпохе Ивана Грозного, это аллюзия на практикующийся в тот исторический период «Смотр невест»?
- Для меня личность Ивана Грозного очень сложная и интересная. Изначально в концепции коллекции две женщины, которые оказали очень сильное влияние на Ивана Грозного – его первая и вторая жена. С первой женой он много благодетельствовал, строил монастыри. Вторая жена погрузила его жизнь в метания, в сомнения, страдания. Это человек больших контрастов и парадоксов: мне хотелось показать его «ад» и «рай». «Царская невеста» - аллюзия к тому, что в жизни любого мужчины, в том числе и царя, очень многое зависит от выбора спутницы жизни. Поэтому в коллекции агрессивные львы и единороги сочетаются с жизнерадостными, добродушными исконно-русскими мотивами. Смотр невест в эпоху Ивана Грозного – это уже дальнейшее развитие идеи. Название «Царская невеста» родилось во время съёмки в резиденции Ивана Грозного в музее-заповеднике «Александровская слобода», в которой участвовали актриса Серафима Низовская и телеведущая Юлия Маслаченко, одна из них воплощала роль второй жены царя, а другая представала в образе первой супруги.
На Руси самым торжественным считался красный цвет. Какие цвета особенно актуальны в этом сезоне?
- Как я уже сказала, в этом сезоне, как и всегда, актуально более 20 тенденций и цветов. Важно быть в стилистических рамках – цветовая палитра несёт определённую смысловую нагрузку. Рекомендую выбирать цвета, которые соответствуют нашему типу кожи. В европейской полосе России жительницам идут более сложные цвета: даже если они яркие, они должны быть «объёмными» и интеллигентными. Не зелёный, а хаки, не ярко-голубой, а джинсово-голубой, если красный, то ближе к насыщенному вишнёвому, изысканная охра, сдержанный синий либо пастельные тона.
В средневековой моде важное значение имел символизм. Разные эмблемы и атрибуты не утрачивают позиций и в наши дни. Что обозначают, например, лев, единорог, райские птицы Алконост, Сирин, Гамаюн?
- Вокруг единорога ходит очень много разных легенд, это мифическое животное, которое нашло отражение в культуре почти всех народов. У него было несколько названий, например, индрик-зверь. Единорог пришёл к нам во время дружеских отношений Ивана Грозного с Английской королевой. В знак своего расположения Иван Васильевич принял к нам единорога и сделал его важным символом – в гербе, в печати. Миф о том, что единороги действительно существовали, был развеян только в конце XVIII. Алконост, Гамаюн, Сирин – это райские птицы, которые украшали библейские книги, вышивки, роспись стен, картин и т.п. Я думаю, что это некий отсыл к Архангелам: с появлением Христианства на Руси, на стыке языческой и христианской культур появились образы, которые стали синтезом разных культур.
Карманы появились на русской одежде лишь в конце XVII века. Какие вариации можно придумать, чтобы карманы были не шаблонным дополнением, а креативным элементом образа?
- Карман может быть неотъемлемым элементом дизайна, а может быть просто скрытой функциональной частью. Карманы бывают акцентные и потайные, объёмные, с застёжкой, с ремешочком… Дизайнер разные элементы декора готов превратить в часть образа, главное, чтобы всё было органично и оригинально, комфортно и функционально.
Плиссированная юбка давно и прочно вошла в моду и не сходит с подиумов на протяжении многих сезонов. С чем Вы рекомендуете гармонично сочетать плиссированные юбки разной длины?
- Стилисты разрешают нам бесчисленное количество вариаций: жакет, толстовка, худи на молнии, джемпер – простор для фантазии большой. Если юбка тонкая, то желательно что-то на выпуск, если ткань юбки более плотная – то верхнюю часть наряда можно заправить внутрь. Каждая плиссированная юбка при кажущейся простоте требует большого внимания – ручной крой и подгонка. При выборе плиссированных юбок обязательно обращать внимание на покрой: плиссе с вертикальными полосами идёт только женщинам с фигурой «перевёрнутый треугольник». Если у Вас женственная фигура по типу «груша» - прямые юбки-плиссе противопоказаны. Юбка-солнце – совсем другая модель, за счёт кроя она садится практически на любую фигуру, это плиссе, которое украшает.
Ещё один fashion –бестселлер многих лет – платья-рубашки. Как Вы считаете, в чём феноменальная популярность этих моделей?
- Наше поколение очень практично. Платье-рубашка - одежда, которая может быть использована «и в пир, и в мир»: и деловой, и вечерний стиль, который сочетается и с футболкой, и с джинсами, можно носить как в расстегнутом, так и в застёгнутом виде.
Сейчас много мер направлено на импортзамещение. Какие меры, на Ваш взгляд, в первую очередь, должно принять государство для поддержки отечественных дизайнеров?
- Зачастую хорошие идеи, поступающие из центральных органов власти, на местах интерпретируются в другой форме и теряют значительную часть своего эффекта. Любой представитель лёгкой промышленности, чьи изделия попали под маркировку, скажет, что она дублирует обычную сертификацию продукции, которую мы и так регулярно проходим. Маркировка является лишней нагрузкой на бизнес, но, к сожалению, не защищает нас от контрафакта.
Необходимо продумать защиту Отечественных производителей от китайского контрафакта. На данный момент мы бессильны перед тем, что нас подделывают китайские фабрики – они не граждане России, мы не можем с ними бороться.
И, конечно, очень важна модернизация системы образования. Образовательная программа в ВУЗах и средних учебных заведениях должна идти в ногу с динамичным временем. Сейчас мы наблюдаем большой диссонанс между профессиональной подготовкой в учебных заведениях и требованиями производства – образование сильно отстаёт от требований времени. В большинстве институтов и колледжей не учат работать на современном оборудовании: по факту выпускники выходят из стен учебного заведения с устаревшими знаниями, их приходится обучать на производстве. Должна быть преемственность поколений.
И, пожалуй, самая важная проблема для нашей легкой промышленности – это отсутствие больших и инновационных производств тканей, фурнитуры, хороших красок для сублимационной печати и своего качественного и конкурентного оборудования. То, что сейчас существует на российском рынке в этих областях – это просто капля в море. Уверена, что именно эту проблему необходимо решать на государственном уровне в первую очередь.
А как находить новые имена и открывать таланты в разных сферах и областях?
- Я очень переживаю, что отменили детские кружки: нам не хватает "Домов творчества", в которых ребёнок имел бы возможность попробовать всё. Дети должны искать себя независимо от кошелька родителей. У нас в детстве были и драмкружок, и походная секция, кружок кройки и шитья, танцев. Только попробовав, можно понять, что тебе интересно. В идеале это должно быть либо очень дёшево, либо бесплатно. А сейчас, если ребёнок записался на кружок, родители ежемесячно должны платить немаленькую сумму денег, которая является большой нагрузкой на семейный бюджет. Далеко не у всех семей есть финансовая возможность оплачивать досуг ребёнка. Дети должны пробовать, экспериментировать, "искать себя".
Если мы хотим получить грамотное, интересующееся, творческое поколение, которое станет достойным продолжателем незыблемых традиций, а не обществом потребителей, то обязательно нужно на уровне государства организовывать кружки и секции для детей во всех городах и в большом количестве - во всех дворах и школах. Дети - наше будущее! Надо молодым талантам давать шанс на реализацию - устраивать побольше конкурсов, состязаний без каких-либо взносов, с квалифицированным отбором и объективным подведением итогов. Так и открываются самородки.
Россия - прекрасная, многонациональная страна с необъятными просторами, удивительными жителями и множеством талантливых людей! Важно создавать условия для их развития!
Отдельная благодарность за организацию интервью Сабадаш Владимиру.
Беседовала - корреспондент Юлия Бурулева.
Фотографии - личный архив Натальи Душегреи.
Окультурить друзей: