З0 сатириконовцев в трагическом балагане «Гроза».
Именно столько артистов задействовал в постановке по Александру Николаевичу Островскому режиссер Константин Райкин.
«Для нас это, конечно, трагическая история, которую мы играем всерьез и абсолютно. Мы хулиганим, стараясь только сохранить главное – суть этой пьесы. Мы говорим о потребности в свободе и убийственности несвободы для живой жизни. Потому что засилье в обществе мещанского канона: как положено, как прилично, как неприлично – это опошление, снижение духовной планки. Любовь такого уровня как у Катерины обязательно приводит к смерти, потому что она приходит в противоречие с укладом жизни, который весь связан с бесконечными мещанскими выяснениями отношений. А сильнейшее чувство, которое поднимает человека над всеми житейскими правилами, выше пошлой морали. Поэтому для Катерины дальнейшая жизнь – абсолютная несвобода. Эта несвобода становится убийственной для такого мощного живого чувства. Вот в чем схема трагедии», - рассказал журналистам Константин Райкин после пресс-показа.
На главную роль в театр специально пригласили молодую актрису Марию Золотухину. Трагическая роль Катерины, которую Золотухина исполняет во всех составах спектакля, стала для нее дебютной на сатириконовской (пока спектакли играются во Дворце на Яузе) сцене.
«Для меня как для человека верующего здесь очень важна тема, я бы сказала - и может быть это неправильно - конфликта между богом и человеком… Почему именно Катерина? Она такой человек, очень любящий бога и при этом никогда не сталкивающийся с влюбленностью. Получается сильное противодействие, вот эта молния, которая в ней происходит», - поделилась актриса после пресс-показа с представителями СМИ.
Драма приволжской жизни собирательного города Калинова разыгрывается в танцклассе с балетными станками. В спектакле много музыки: от фольклорных русских и церковных песнопений до английских, французских текстов, джазовых и рок-композиций. Размышления классика отечественной литературы Островского и режиссера Константина Райкина о глобальном унижении таланта, катастрофе любого художника и закостеневшем общепринятом шаблоне – все это молодые артисты (даже Кабаниху играет совсем не обласканная любовью и вниманием актриса) упоительно, пронзительно, талантливо и непринужденно «преподносят» зрителю.
«Я думаю, что для меня этот спектакль станет этапным… Для меня это лучший драматург, писавший на русском языке. Это некая основа, платформа, через которую я провожу всех своих учеников, начиная с института. Мне кажется, что современное понимание Островского - это ключ к современной жизни и актерской профессии», - признался Райкин перед премьерой.
Балетные станки и скамьи, которые иногда превращаются в «склеп» или «камеру», смешение жанров, времен, языков и конфессий – все это знаменитая драма А. Н. Островского по-райкински, поставленная балаганным хулиганским способом.
«Если ее (пьесу – примечание автора) вынуть из исторического и географического контекста, то она от этого не потеряет, а для современного зрителя только приобретет. Нам кажется, что суть этой пьесы может проходить через любые формы, времена и моду. Поэтому здесь это все лишено точной временной, исторической и даже, я бы сказал, национальной принадлежности», - сказал о главном режиссер, общаясь с журналистами.
Полгода работы, три состава (помимо главной роли Екатерины), два «отступления» от классического текста «Грозы» - все это в 41-м спектакле Райкина в качестве режиссера-педагога. Именно так он себя назвал, донося суть постановки до прессы.
«Давно у меня про Островского такое ощущение, что этот великий драматург, он не связан с бытом, он не бытописатель. Уж тем более «Гроза» – это не бытовая пьеса. Если ее вырвать из контекста географии и времени, она попадает вообще в нашу российскую жизнь. И любое время нашей российской жизни находит свое отражение в этой великой пьесе», - поделился своими размышлениями режиссер сатириконовской «Грозы».
Константин Райкин после пресс-показа поблагодарил создателей спектакля: художника-сценографа Дмитрия Разумова, художника-костюмера Марию Данилову, хореографа Рената Мамина, музыкального руководителя Татьяну Пыхонину и художника по свету Нарека Туманяна.
В пресс-показе участвовали: Роман Матюнин, Алексей Фалько, Юлия Овчаренко, Даниил Пугаев, Мария Золотухина, Ася Войтович, Сергей Сотников, Никита Смольянинов, Антонина Рыбаловлева, Арсен Ханджян.
Мария Золотухина на встрече с представителями СМИ по-взрослому, философски размышляла о своей героине и роли: «Стараюсь в себе как-то копаться и найти ответы. Чтобы сделать эту роль живой и близкой к человеку, нужно идти от себя. Сейчас я стараюсь только обращаться к себе, к своему чувству. Она мне тоже в чем-то близка. Я, правда, никогда не влюблялась, мне не знакомо это чувство. Но мне знакомо чувство веры и любви к Богу».
Вместе со своим Мастером молодые артисты «Сатирикона» ищут в Островском ключ к пониманию современной жизни, самой актерской профессии и самих себя – и у них это здорово получается.
«Здесь речь, как мне кажется, о свободе и несвободе. Это главная тема пьесы: о свободе и несвободе. Мне показалось, что это можно выразить через пространство танцевального класса: со станками. И обойтись только этим. Свободное движение – есть выражение свободы, а станок как некое правило, канон, прокрустово ложе», - подытожил Константин Райкин, художественный руководитель театра «Сатирикон».
Сабадаш Владимир.
Фото – Светлана Юрьева.
Окультурить друзей: