КАТАРИНА, ИЛИ ДОЧЬ РАЗБОЙНИКА

Опубликовано 02.08.2022 в разделе Искусство | Москва


Под таким названием Красноярский театр оперы и балета имени Д.А. Хворостовского, приехавший впервые на гастроли в Москву, показал на Исторической сцене Большого театра после векового забвения в новой редакции романтический балет Цезаря Пуни в трех действиях, пяти картинах и с необычно тройным финалом, продолжительностью более трех часов. Его возобновили по материалам одноименного балета выдающегося французского хореографа, либреттиста Жюля-Жозефа Перро (1810-1892), автора знаменитой «Жизели», премьера которого состоялась в 1846 году в Лондоне.

 

По сюжету Катарина – дочь предводителей повстанцев, получившая после смерти отца власть над горными разбойниками. С одной стороны, ее сопровождает один из бандитов, молодой и дерзкий Дьяволино, тайно влюбленный в нее. С другой стороны, в шайку разбойников случайно попадает художник Сальватор Роза, который влюбляется в предводительницу разбойников. В итоге вокруг этого любовного треугольника и разворачиваются все события в спектакле…

 

На самом деле, это один из грандиозных премьерных спектаклей сезона 2021-2022 гг., наряду с оперой «Дон Жуан, или Наказанный распутник» Вольфганга Амадея Моцарта, которую на гастролях, посвященных 60-летню знаменитого оперного певца, баритона, народного артиста России Дмитрия Александровича Хворостовского (1962-2017), показали на Исторической сцене Большого театра первой, 27 июля. Как и «Лакме» Лео Делиба, представленную на Новой сцене Большого театра под занавес гастролей 31 июля и 1 августа в постановке режиссера Сергея Новикова. Музыкальный руководитель и дирижер – народный артист России Александр Рудин, художественный руководитель академического камерного оркестра Musica Viva.

 

Примечательно, что после удачных постановок в Лондоне и Милане (1848), Санкт-Петербурге (1849) и Москве (1850), балет «Катарина, или Дочь разбойника» не ставился в ХХ веке, так как была утеряна хореографическая партитура.

 

За его восстановление взялись музыковед Елена Черемных и балетовед, преподаватель истории балета в Академии русского балета имени А.Я. Вагановой, старший научный сотрудник Российского института истории искусств, кандидат искусствоведения из Санкт-Петербурга Ольга Федорченко, защитившая диссертацию по творчеству Жюля Перро. Именно они провели кропотливое историческое исследование, сделав адаптацию балета. 

 

Реконструкцию оркестровой партитуры по заказу театра осуществил выпускник теоретико-композиторского факультета Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского Петр Поспелов, известный музыкальный критик, журналист и композитор. 

 

А удивительно смелыми и высоко профессиональными хореографами-постановщиками и авторами редактированной версии и музыкальной драматургии выступили заслуженные артисты России Сергей Бобров, в прошлом солист балетной труппы Большого театра, на сцене которого исполнял сольные партии в классических и современных балетах, а с 2006 года стал художественным руководителем Красноярского государственного театра опера и балета,  и хореограф Юлиана Малхасянц. По окончании Московской государственной академии хореографии она была принята в Большой театр России, где более 20 лет была ведущей характерной танцовщицей в репертуаре театра. А окончив балетмейстерский факультет Российской академии театрального искусства работала в качестве балетмейстера-репетитора.

 

После того, как постановщики изучили эскизы костюмов (художник по костюмам, заслуженный художник России Елена Зайцева) и декораций (сценограф-постановщик балета Альона Пикалова), хранящиеся в фондах Санкт-Петербургского государственного музея театральной и музыкальной культуры, Сергей Бобров и Юлиана Малхасянц мастерски нарастили танцевальный рисунок, исходя из ремарок и заметок Перро. Они по крупицам разгадали его планы и одновременно нашли замены на утраченные музыкальные номера.

 

В результате забытый всеми трехактный балет из эпохи романтизма приобрел современную, высоко изысканную в художественном смысле форму.

 

При этом огромную роль играет сопровождающая все действо вновь сочиненная музыка, местами напоминающая мелодичные фрагменты классических балетов Пуни, прозвучавшая в исполнении слаженного оркестра Красноярского театра оперы и балеты имени Д.А. Хворостовского под управлением харизматичного, яркого, энергичного, уверенного в себе 36-летнего дирижера Ивана Великанова, выступившего в качестве музыкального руководителя возобновленного шедевра. Кстати, родившегося в Париже и окончившего не только композиторский факультет Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского (класс Романа Леденёва), но и факультет оперно-симфонического дирижирования (класс Геннадия Рождественского).

 

Отрадно, что 29 июля, для представителей СМИ перед началом генеральной репетиции был организован пресс-брифинг с создателями и участниками необычно рожденного спектакля со всеми его атрибутами, возвращающими в прошлое балетных постановок, где важную роль играет не только заучивание хореографии, но и использование определенных жестов танцовщиками. Например, танцоры движением рук в спектакле рассказывают и о любви персонажей, и об опасности, грозящей кому-то из них. 

 

В брифинге приняли участие Сергей Бобров и Юлиана Малхасянц, Иван Великанов и Альона Пикалова, ведущие солисты Красноярского театра оперы и балета имени Д.А. Хворостовского Наталья Боброва и Елена Свинко (исполнительницы партии Катарины в разных составах), а также Марчелло Пелиццони, который в балете, глубоко вживаясь в противоположные друг другу образы, исполняет сразу две главные партии – художника Сальватора Розы и Дьяволино.

 

Затем в рамках генеральной репетиции, продолжавшейся почти четыре часа с двумя длинными антрактами, на сцену с прекрасно оформленной сценографией, представляющей собой живописное местоположение среди скалистых гор, где в глубине между утесами протекает ручей, над которым установлен деревенский мост. И в этом пространстве, словно по волшебной палочке, в красочных костюмах поочередно, танцуя, выходила почти вся балетная труппа. Во главе нее блистала Наталья Боброва в партии Катарины, ошеломившая при первом своем появлении на сцене настоящим огненным залпом из ружья, приковав к себе внимание как настоящая предводительница руководимых ею разбойников. Ведущий солист театра Матвей Никишаев, окончивший Московское хореографическое училище имени Л.М. Лавровского, выступил в партии Сальватора Розы. А Марчелло Пелиццони, недавний выпускник Московской государственной академии хореографии в партии Дьяволино. В партии Флориды была замечена артистка балета Анна Саленкова, за плечами которой Красноярский хореографический колледж, как и у многих молодых и талантливых балетных танцовщиков спектакля. В том числе у Федора Пискарева, исполнившего партию одного из друзей Дьяволино, или у ведущего солиста театра Даниила Костылева, исполнившего партию пажа. 

 

Особую дань за участие в постановке спектакля стоит отдать достаточно известному художнику по свету Руслану Майорову, который искусно украсил этот и многие другие спектакли, в том числе будучи одним из авторов светотехнического шоу на открытии 100-го сезона Театра. имени Евгения Вахтангова.

 

Много сюрпризов преподнес балетный спектакль «Катарина, или Дочь разбойника», воплотивший в себе все изыски прошлой и современной хореографии… Остается только поздравить коллектив Красноярского театра оперы и балета имени Д.А. Хворостовского с воплощением в жизнь не простого творческого замысла и пожелать ему новых успехов уже в грядущем, 45-м сезоне.

 

 

 

 

 

Алла Буловинова

Фото автора

 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники