«Мизери» по Кингу: «Писатель – бог своих героев».
Именно такова главная мысль, на мой скромный взгляд, постановки Нины Орловской с неподражаемой Евгенией Добровольской и харизматичным Даниилом Спиваковским.
Стивена Кинга переносить на театральные подмости – то еще занятие. Но у трио создателей «Мизери» это получилось практически идеально - захватывающее сочетание остросюжетного триллера и психологической драмы.
«Мизери» - один из самых виртуозных психологических триллеров Стивена Кинга, «раскручивающих» отношения двух героев: популярного писателя Пола Шелдона и психопатичной поклонницы Энни Уилкс. Первый попадает в аварию, и не помнит, как оказывается в доме у второй. Энни Вилкс ярая, с явными «перегибами», поклонница романов Шелдона, не то, что не желает расставаться со своим любимым автором, она устраивает ему настоящую тюрьму. А дальше, все как мы любим у Кинга: узник, вынужденный потакать прихотям своей тюремщицы, драма одинокой женщины, кровь и пот, в прямом смысле этих слов, то ли убийство полицейского, то ли нет, и совершенно непредсказуемая концовка…
Тандем Добровольская-Спиваковский просто бесподобен. Он немного переигрывает, Она же безупречна в своей кинговской ярости, ненависти, необузданности и странности. Милая и добрая по жизни Добровольская талантливо и безупречно играет психологию Кинга, тем самым «внося» когнитивный диссонанс в душу зрителя - такая изящная... и такая жуткая. Спиваковский – отчаян, подавлен, унижен, сломлен. Тем и берет, правда – чуть «дает лишка».
Видеть Кинга со сцены «страшно и странно», особенно, когда кровь хлещет из отрубленной ноги писателя фонтаном на лицо Добровольской. Следить за тем, как герой Спиваковского сходит с ума, сжигая свой роман, и влюбляясь в свою мучительницу – это не каждому под силу. Добровольская вызывает то гнев и ярость, то сочувствие и сострадание.
Помогают героям «раскрыть» Кинга декорации и освещение. Мрачный, рваный, серый фон. Примитивная кровать, превращающаяся, когда нужно в трибуну-тумбу, кривоватая табуретка, простой стол, периодически летающие обрывки бумаги. Да и костюмы: разрезанные штанины, дурацкая шапочка, свитера с оленями, плащ Добровольской, смокинг Спиваковского - к месту и времени.
Кинговской Энни писатель не был интересен как мужчина. Она любила героиню его книг, а писателя она просто боготворила. А познакомившись... очень сильно в нем разочаровалась. И вряд ли могла возникнуть любовь, ведь она же «ангел смерти». Она физически не могла полюбить его - не логично. Да и финал не комильфо - кто победил? Или оставили на «откуп» зрителю, или не «дотянули», а возможно, и я чего-то недопонял.
«Современный Театр Антрепризы», который презентовал данную постановку зрителю, под руководством продюсера Альберта Могинова, существует более 15 лет. До 2010 года театр носил название «Продюсерский центр Оазис». В архиве театра насчитывается более тридцати спектаклей, выпущенных при участии известнейших и любимых зрителями артистов. Свой творческий путь «Современный Театр Антрепризы» начал с выпуска спектакля «Маленькие комедии», который идет в театре до сих пор, и одинаково любим как артистами, так и зрителями.
Под крылом театра образовался замечательный союз известных московских режиссеров - Родиона Овчинникова, Алексея Кирющенко, Романа Самгина, Михаила Цитриняка и других постановщиков с великолепными артистами театра и кино: Сергеем Шакуровым, Марией Ароновой, Николаем Добрыниным, Романом Мадяновым, Евгенией Добровольской и другими актерами. Классика и современная проза гармонично существуют в репертуаре Современного Театра Антрепризы.
«Кинг жуток как в книгах, так и на сцене. Но Добровольская со Спиваковским «вытянули» триллер до психологической драмы просто гениально», - итог просмотра «Мизери» от одной милой барышни, которая сидела рядом в ЦДКЖ.
Сабадаш Владимир.
Фото – пресс-служба театра
Окультурить друзей: