ОТКРЫТИЕ 102 СЕЗОНА ТЕАТРА ИМЕНИ ЕВГЕНИЯ ВАХТАНГОВА

Опубликовано 11.09.2022 в разделе В театр! | Москва


  Необычно открылся 102-й сезон в театре имени Евгения Вахтангова. Вся труппа, званые гости и средства массовой информации сначала встретились у Симоновской сцены, что в Калошином пер., дом 10, стр.2, на открытии памятника, посвященного трем корифеям легендарной вахтанговской сцены - народным артистам СССР Владимиру Этушу (1922-2019),  Василию Лановому (1934-1921) и Юрию Яковлеву (1928-2013). Снять белоснежное покрывало, плотно укутавшего памятник, посвященный выдающимся артистам, было доверено народному артисту России, ректору Театрального института имени Бориса Щукина Евгению Князеву и народной артистке РСФСР Ирине Купченко, которая почти полвека являлась музой и женой Василия Ланового. После этого перед взором собравшихся предстала впечатляющая скульптурная композиция из бронзы, в которой, словно вживую, были воплощены те, которых кажется совсем недавно можно было лицезреть в разных образах на сцене.

 


Авторы проекта - молодой скульптор Филипп Трушин, окончивший Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова. Ранее он создал памятную доску, являющуюся его дипломной работой, для фасада дома 2/9 в Гранатном переулке, где жил Владимир Этуш, и памятник к 100-летию артиста на Новодевичьем кладбище. И второй автор тщательно исполненной скульптурной композиции - главный художник театра имени Евгения Вахтангова, 47-летний талантливый Максим Обрезков.

 

На открытии памятника не обошлось без приветствий. Например, в своей пламенной речи Министр правительства Москвы, руководитель Департамента культуры г. Москвы, кандидат исторических наук Александр Кибовский подчеркнул, что эти артисты – живые личности, которых «народная любовь возвела на пьедестал. И бронзовые фигуры – это миссия, которая должна все время напоминать о них, чтобы учиться у них великому искусству театра». И что совсем показалось неожиданным: выступление председателя Следственного комитета Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора, генерала юстиции Российской Федерации Александра Бастрыкина.

 

Но когда все собравшиеся переместились в зрительный зал Основной сцены исторического здания всеми любимого Вахтанговского театра, где прошел сбор труппы, посвящённый открытию нового 102-го сезона, Александр Иванович, уже стоя на легендарной сцене, признался, что увидел Юрия Яковлева в роли Мышкина в 13 лет,  что Василий Лановой  стал его близким товарищем после того, как они познакомились в 2010 году, и что его ближайшим другом был также Этуш. К тому же, будучи членом Союза писателей России, он во всеуслышание прочитал свои стихи, которые написал к юбилеям своих любимых друзей-артистов, Ланового и Этуша.

 

И, как оказалось, на сбор труппы вообще он пришел не с пустыми руками. Поздравив вахтанговцев с открытием нового сезона, он вручил сотрудникам театра награды от Следственного комитета (СК) – эксклюзивную памятную медаль, выпущенную к 350-летию со дня рождения первого российского императора Петра I, который, по словам лучше всех осведомленного в своем деле генерала юстиции, создал российскую державу и был прародителем СК для борьбы с коррупцией и казнократством. Первому из своих рук ведомственную награду «350 лет со дня рождения Петра I»  он вручил директору театра, с более чем 10-летним стажем, заслуженному деятелю искусств России Кириллу Кроку.  Ее также получили Евгений Князевв; заслуженный артист России Алексей Кузнецов, более 55 лет проработавший в театре; заслуженная артистка России Елена Сотникова, автор книги «Если б я не была актрисой», успешная презентация которой прошла в Арт-кафе театра 19 мая 2021 года; заслуженный артист России Олег Форостенко, преданный своему театру без малого 60 лет; и сотрудник машинно-декорационного цеха Александр Бесков. Почетной грамотой СК также был награжден весь коллектив театра.

 

Затем на сцену театра имени Евгения Вахтангова энергично поднялся его директор Кирилл Крок. При этом он сразу признался, что ему не просто в столь сложное время выходить одному, так как в прежние годы на открытии сезона он всегда был рядом с его художественным руководителем Римасом Туминасом. И призвал всех «судить выдающегося режиссёра современности по тому, что происходит на сцене и в зале, а не по его необдуманным словам в телефонном разговоре».

 

Конечно, сначала Кирилл Игоревич кратко подвел итоги прошедшего сезона, подчеркнув, обращаясь в зал, что «мы сегодня со своей страной». И уточнил, что в прошедшем театральном сезоне «наш театр участвовал во Всероссийской акции «Открытый занавес», в рамках которой мы бесплатно сыграли пять спектаклей «Питер Пэн» для детей из Донбасса и Луганска». Не оставаясь в стороне от происходящих событий, он связался с художественным руководителем Мариупольского драмтеатра, и пригласил его обездоленную труппу из оставшихся 14 человек «в гости на неделю в октябре этого года: они будут смотреть спектакли, жить в нашей театральной гостинице. Будем помогать нашему русскому театру, чем можем…».  

 

Он также рассказал о восстановлении родового Дома Вахтангова во Владикавказе, где сейчас продолжается ремонт, чтобы весной театр мог там открыть музей Вахтангова.  «И делает всё это театр не за гранты и субсидии из федерального бюджета, а за кровные свои, заработанные на спектаклях в Москве и на гастролях, деньги», - подчеркнул директор.

 

Примечательно, что его творческий отчет, представленный в цифрах и фотографиях, присутствующие в зале могли увидеть на большом экране, расположенном на заднике сцены. Всего в прошлом сезоне коллектив театра сыграл на своих пяти площадках в Москве, включая Основную, Новую и Симоновскую сцены, Арт-кафе и Студию - 1041 спектакль, а также гастрольные выступления составили 45, что не мало.

 

Приятно, что на сборе труппы Вахтанговцы поздравили заслуженного артиста России, работающего более полувека в театре, Александра Павлова, который отметил 5 августа свое 80-летие.  А также Евгения Князева, Елену Сотникову и представителя легендарной династии Симоновых в Вахтанговском театре, заслуженного артиста России Рубена Симонова – с 40-летием творческой деятельности, а заведующую режиссёрским управлением Любовь Кузнецову – с 50-летием и монтировщика сцены Александра Бескова с 25-летием службы в Вахтанговском театре. В то же время, дружными аплодисментами и стоя артисты и коллеги проводили на заслуженный отдых заведующую костюмерным цехом Галину Бажанову, служившую в Театре Вахтангова более 50-ти лет, и сотрудника костюмерного цеха Наталью Ширяеву, проработавшую 45 лет.

 

И в память народного артиста России Виктора Зозулина, прослужившего в театре более полувека и покинувшего этот мир 16 августа 2022 года, была объявлена минута молчания.

 

Конечно, Кирилл Игоревич Крок не только скрупулезно подвел итоги прошедшего сезона, но и озвучил планы более 10 постановок на новый 2022-2023 сезон по произведениям русских и зарубежных авторов. Среди них: Федор Достоевский, Николай Гоголь, Антон Чехов, Иван Тургенев, Дмитрий Мережковский, Николай Эрман, Эдуардо де Филиппо, Питер Шеффер, Тимур Кибиров, Теннеси Уильямс и др., в которых будет занято 80 процентов труппы. Подробнее см.: https://vakhtangov.ru/news/plan-postanovok-102-sezona/.

 

Надо заметить, что еще в начале своего отчета он посчитал себя обязанным сказать о том, что «Сегодня какие-то люди почему-то решили, что они могут нашему театру диктовать, что нам можно играть или не играть – Лермонтова, Пушкина, Чехова, Толстого; что нужно снимать с репертуара, а что оставлять. Стоя здесь, на этой сцене, я официально заявляю: мы сами будем решать, какие спектакли нам играть, а какие не играть». 

 

P.S. И уже под занавес сбора труппы прозвучало две новости. Первая – важная для театра новость – на ключевую должность заведующего труппой театра, остававшуюся вакантной после смерти заслуженной артистки РФ Галины Коноваловой (1916-2014), назначен 45-летний заслуженный артист России Олег Макаров.

 

И вторая - сюрприз по возрождению знаменитого Вахтанговского буфета на уровне бельэтажа. Еще в 1993 году Пётр Наумович Фоменко, оттолкнувшись от фразы А.Н. Островского «Мы артисты, наше место в буфете», поставил в этом пространстве, превратившегося с легкой руки мастера в Малый зал, легендарный спектакль «Без вины виноватые», украшавший репертуар театра почти 20 лет. Там создавались и другие спектакли. Именно туда по окончании торжественной церемонии сбора труппы всех пригласили, чтобы празднично отметить начало 102 сезона в театре имени Евгения Вахтангова.

 

 

 

 

 

            Алла Буловинова

 

             Фото автора

 

 

 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники