Электротеатр Станиславский Бориса Юхананова уверенно начинает новый сезон
Электротеатр Станиславский, что расположен в самом центре Москвы, на Тверской улице, 23, сменив в 2015 году вывеску после реконструкции Московского драматического театра имени К.С. Станиславского, который в 1950 году стал преемником Оперно-драматической студии К.С. Станиславского, открытой в 1930-ые годы, на всех своих площадках начинает новый сезон 2022-2023 гг. Здесь есть и Основная сцена – сцена-трансформер, позволяющая реализовывать сложнейшие проекты. И Малая сцена, специально построенная во дворе в 2016 году, где кроме спектаклей проводятся кино- и видео показы.
В большом зрительном зале театра под руководством его художественного руководителя Бориса Юхананова, основателя движения новой процессуальности, философско-эстетической теории и методологии в области искусства, собралась вверенная ему многочисленная труппа, состоящая из разных поколений артистов, окончивших разные творческие вузы и проработавших в этом театре не один год. К примеру, от молодого Евгения Капустина, ученика Игоря Яцко в лаборатории Школы драматического искусства, и 31-летнего Бориса Дергачева, окончившего театральный факультет Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова и еще в 2012 году ГИТИС (мастерская Валерия Беляковича). А также Инны Головиной, ранее окончившей ту же консерваторию (курс Валентины Ермаковой), и вдобавок, в 2003-м, экспериментальный курс Эммануила Виторгана во ВГИКе. До заслуженной артистки России Алефтины Константиновой, которая в 1959 году по окончании актерского факультета ГИТИСа сразу была принята в труппу Московского драматического театра имени К.С. Станиславского. К тому же, она была женой и музой народного артиста России Владимира Коренева (1940-2021), знаменитого по роли Ихтиандра в фильме «Человек-амфибия» (1961), работавшего до последнего вместе с ней. Их дочь, Ирина Коренева, также служит здесь.
Борис Юрьевич, отмечающий 30 сентября свое 65-летие (кстати, он родился в один день с Юрием Любимовым, только на 40 лет позже), окончил в 1986 году режиссерский курс ГИТИСа у Анатолия Эфроса и затем работал ассистентом на спектаклях своего учителя, а также Анатолия Васильева, получив огромный опыт и заряд творческой энергии. Наверно, поэтому ему удалось создать не похожий на другие театр, который включает различные направления искусства, включая прежде всего драматический театр и новую музыку. При этом, его театр стал для многих композиторов главным заказчиком новых музыкальных сочинений. В репертуар театра входит более десятка современных опер, связанных и реализованных в коллективах, с которыми режиссер работает в течение нескольких лет. Одной из них является «Галилео. Опера для скрипки и ученого», созданная самим Борисом Юханановым совместно с Политехническим музеем. А музыку к ней написали аж пять композитора: Сергей Невский, Кузьма Бодров, Дмитрий Курляндский, Кирилл Чернигин и Павел Карманов. Дирижер Филипп Чижевский. Этой оперой летом 2017 года был открыт Театральный двор Электротеатра – опытная площадка для концертов, спектаклей, кинофестивалей и лекций. Тогда же она стала лауреатом премии газеты «Музыкальное обозрение» в номинации «Современная музыка».
Примечательно, что в театре Бориса Юхананова на равных работают известные мастера-режиссеры и дебютанты, осуществляются пограничные проекты и образовательные практики. В мае 2017 года Электротеатр Станиславский вошел в состав Союза театров Европы.
Если первым драматическим спектаклем в Электротеатре Станиславский в 2015 году стали «Вакханки» по трагедии Еврипида режиссера Теодороса Терзопулоса, композитор Панайотис Велианитис (Греция), то первым событием в музыкальной жизни этого театра стал экспериментальный оперный сериал «Сверлийцы» в пяти вечерах и шести современных российских композиторах (Дмитрий Курляндский Борис Филановский, Алексей Сюмак, Сергей Невский Алексей Сысоев Владимир Раннев), созданный по одноименному роману Бориса Юхананова о фантастической Сверлии в его режиссуре. Спектакль был представлен в девяти номинациях Российской национальной театральной премии и фестиваля «Золотая Маска» сезона 2014-2015 гг.
В фойе театра также работает электрозона - место для лекций, дискуссий, перфомансов и кинопоказов.
Теперь можно представить главные премьеры, которые Электротеатр подготовил в новом театральном сезоне.
Центральным проектом, который стартует в первой половине сезона 20-ю спектаклями на Малой сцене, станет «МИР РИМ», основанный на четырех «римских трагедиях» Уильяма Шекспира: «Тит Андроник». «Юлий Цезарь». «Антоний и Клеопатра» и «Кориолан». В них будет задействовано более 120 молодых режиссеров и актеров Мастерской индивидуальной режиссуры (МИР) Бориса Юхананова. Под его руководством они продолжат переосмысливать классику в рамках новопроцессуального подхода к ней.
В декабре на Основной сцене состоится премьера оперного сериала «Нонсенсорики Дримса», поставленного Борисом Юханановым. Это «философская поэма об ангеле, посмевшем усомниться в том, что люди достойны даров создателя, и отправленного за это на Землю, чтобы пожить как человек». Музыку написали четыре композитора: Дарья Звездина, Александр Белоусов, Владимир Горпинский и Кирилл Широков.
Там же, во второй половине сезона, планируется постановка Игоря Лысова под рабочим названием «Карамазовы. Суд», которая основана на 12-й главе последнего романа Федора Достоевского «Братья Карамазовы».
Тогда же на Основной сцене состоится премьера спектакля «Прекрасное воскресенье для пикника», поставленного по одноименной пьесе Теннеси Уильямса с участием пяти актрис Электротеатра. А на Малой сцене выйдет постановка Павла Кравеца «Невольницы» по Александру Островскому, посвященная 200-летнему юбилею русского драматурга.
Еще в первой половине сезона в постановке Серафимы Низовской и с ее участием, как актрисы, театр покажет «Чеховщину», основанную на женских монологах из произведений Антона Чехова. В спектакле заняты 9 актрис, включая Инну Головину, Ирину Кореневу и Анну Сенину.
При этом Электротеатр активно задействует Камерную сцену, продолжая сотрудничество с молодыми режиссерами и драматургами.
Примечательно, что с 24 по 27 октября на Основной сцене Электротеатра пройдет мини-фестиваль театрализованных читок пьес и сценариев финалистов конкурса молодых сценаристов и драматургов «Цех драматургов». Показы организуют режиссеры-выпускники Государственного института театрального искусства (ГИТИСа), Театрального института имени Бориса Щукина и Мастерской индивидуальной режиссуры (МИР) Бориса Юхананова. 28 сентября будут объявлены пять победителей конкурса, которые получат по 1 миллиону рублей на реализацию своих проектов.
Что касается труппы театра, то в нее в новом сезоне приняты два недавних выпускника Российского государственного института сценических искусств (РГИСИ) из Санкт-Петербурга: 26-летний Кирилл Турутин (курс Вениамина Фильштинского) и 29-летний Григорий Некрасов (курс Сергея Черкасского), уже имеющих опыт работы в театре и кино.
Алла Буловинова
Фото автора
Окультурить друзей: