«Театр уж полон; ложи блещут, Партер и кресла, всё кипит…»

Опубликовано 09.10.2022 в разделе В театр! | Москва


С этих строк из романа «Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина хочется начать рассказ о сборе труппы в Историческом здании Большого театра, посвященном его по счету 247-му театральному сезону.

 

Освещенный по-праздничному зрительный зал, заполненный артистами оперной и балетной трупп театра, солистами оркестра, мимического ансамбля, балетмейстерами и концертмейстерами, артистами хора, представителями художественно-технического комплекса Исторической сцены и бутафорского цеха художественно-производственного комплекса и т.д., а также телекамерами и приглашенными журналистами и фотографами, стремящимися запечатлеть окружающих их со всех сторон знаменитостей, был в ожидании подведения итогов прошлого и объявления планов на новый, 2022-2023 гг., сезон. 

 

В президиуме во главе с оптимистично настроенным генеральным директором Большого Владимиром Уриным, сидели слева от него художественный руководитель балетной труппы театра, народный артист России Махар Вазиев и заместитель генерального директора страховой компании «Ингосстрах» по внешним связям Илья Соломатин. К сожалению, на этот раз не было главного дирижера и музыкального руководителя, место которого после ухода заслуженного артиста РФ Тугана Сохиева осталось свободным, А справа от Урина сидел председатель Попечительского совета театра, президент-председатель ВТБ, кандидат экономических наук Андрей Костин.

 

Небезынтересно, что сбор труппы начался с неожиданных слов Владимира Георгиевича: «Кино давай!». И, как оказалось, кстати. На экране появились знакомые лица во главе с ним, а также бессменным в течение многих лет начальником пресс-службы театра Катерной Новиковой, Махаром Вазиеваым и яркими сценами из премьерных оперных и балетных спектаклей прошлого сезона…

 

Следом за этим руководитель Большого напомнил о бурной творческой жизни, которую, несмотря ни на что, вел театр в прошедшем сезоне. Он дал 685 спектаклей, которые посетило без малого полмиллиона зрителей. А выручка за 246-й сезон составила аж два миллиарда шестьсот тридцать четыре миллиона рублей. При этом, в театре осуществлены почти все намеченные премьеры, включая оперы «Лоэнгрин», «Дон Жуан», «Маддалена» и «Испанский час», «Фальстаф, или Три шутки», «Линда ди Шамуни», полусценическое исполнение оперетты «Летучая мышь». Среди балетных спектаклей - «Мастер и Маргарита», «Сделано в Большом», «Времена года» и «Танцемания». И вместе с этим, случилось капитальное возобновление балета «Анюта».

 

В прошедшем сезоне Большой не только активно гастролировал, выезжая в Самару (дважды), Нижний Новгород, Калининград, Доброград и Челябинск, но и принимал на своей сцене спектакли Красноярского театра оперы и балета имени Д. Хворостовского, а также театра балета имени Леонида Якобсона и театра балета Бориса Эйфмана. Помимо этого, афишу театра украшал фестиваль DanceInversion.

 

И что немаловажно, в этот период успешно продвигались ремонтные работы на Новой сцене, в детском саду Большого театра. Вскоре будут завершены ремонтные работы в мастерских на Большой Дмитровке, и театр введёт в строй ещё один комплекс производственно-художественных мастерских, находящихся в непосредственной близости от него.

 

Планы Большого театра на новый сезон первым озвучил Махар Вазиев. Он подчеркнул, что «начинающийся сезон будет не таким сложным, зато появится возможность сосредоточиться на каких-то базовых вещах и отработать их». Среди новых постановок 30 ноября на Исторической сцене появится «Шопениана» Михаила Фокина в возобновлении Натальи Большаковой и Вадима Гуляева, которая идет вместе с «Гран-па» Мариуса Петипа из балета «Пахита», реализуемое под наблюдением мастера реконструкции Юрия Бурлаки. В июне репертуар пополнится мировой премьерой двухактного балета «Пиковая дама» Юрия Посохова на музыку Чайковского и современного петербургского композитора Юрия Красавина. Готовится еще один проект, но хореографа пока знают только артисты.

 

О планах оперных премьер на следующий сезон в подробностях поведал Владимир Урин. Так, 22 декабря в афише Большого появится первая премьера сезона на Новой сцене - «Демон» Антона Рубинштейна  с дирижером Артемом Абашевым в постановке Владиславса Наставшевса,  а весной, 29 марта 2023 года, на Исторической сцене состоится «Трубадур» Джузеппе Верди. Дирижер-постановщик премьеры Жорди Бернасер, дирижер Филипп Селиванов, а режиссер-постановщик Роман Феодори из Красноярска. При этом на Камерной сцене имени Бориса Покровского 2 марта 2023 года прозвучит редко исполняемая русская опера «Аскольдова могила» Алексея Верстовского (дирижёр-постановщик — Иван Великанов, режиссёр-постановщик — Мария Фомичёва). А последней премьерой сезона на Новой сцене станет опера «Беатриче и Бенедикт» Гектора Берлиоза.

 

Особое место в новом сезоне займут произведения, посвященные 150-летию со дня рождения Сергея Рахманинова (1873-1943), в том числе прозвучит вторая часть диптиха русского композитора «Алеко». При этом все это окажется в одном ряду с другими программами в честь памятной даты, где будут исполнены «Колокола», Всенощное бдение и Вторая симфония Сергея Васильевича.

 

Продолжая гастролировать по стране, Большой гостеприимно откроет свои двери для гостей из ближнего зарубежья, в том числе для Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь. Так, опера «Дикая охота короля Стаха» состоится 25, 26 октября на Исторической сцене. И там же 28, 29 октября этот театр покажет балет «Щелкунчик». 

 

В завершение своего выступления Владимир Урин по традиции представил артистов, пополнивших оперную и балетные труппы, многие из которых уже известны, выступая в спектаклях театра. 

 

                Приятным заключительным моментом сбора труппы стало вручение денежных премий многочисленным творческим и техническим работникам Большого театра. Андрей Костин, например, вручил традиционные премии Попечительского совета, размеры которых в нынешнем году были увеличены вдвое, составив 400 тысяч рублей каждая.

 

По итогам 246-го сезона также были вручены премии от компании СПАО «Ингосстрах». Для нее предметом гордости стала Молодёжная балетная программа, открывающая дорогу молодым людям из регионов на главную сцену страны.  По словам Ильи Соломатина, «компания составила список лауреатов, сравнимый со списком Попечительского совета». При этом все кандидатуры выбирались скрупулёзно и при участии администрации театра. Среди награжденных оказались прима-балерина Большого театра Анна Никулина и премьер Артемий Беляков,  с отличием окончивший в 2015 году балетмейстерский факультет МГАХ (курс Михаила Лавровского) и получивший в 2022 году приз журнала «Балет» «Душа танца» в номинации «Звезда балета», и  меццо-сопрано Ксения Дудникова, недавно пополнившая состав оперной труппы Большого театра. И вместе с ними артистка хора Татьяна Малышева.

 

 

 

 

Алла Буловинова

 

Фото Павла Рычкова, Дамира Юсупова и Михаила Логвинова.

 

Предоставлено пресс-службой Большого театра


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники