«ЛЮБОВЬ К ТРЕМ ЦУКЕРБРИНАМ» КОМПОЗИТОРА КОНСТАНТИНА КОМОЛЬЦЕВА

Опубликовано 16.10.2022 в разделе Искусство | Москва


Оперу под таким названием, в которой впервые используются новейшие научные разработки и технологии современности, показали 13 сентября в Малом зале на открытии нового 2022-2023 гг. сезона Московского государственного академического детского музыкального театра имени Н.И. Сац. Одновременно она дала старт началу YII Фестиваля музыкальных театров России «Видеть музыку», организованного Ассоциацией музыкальных театров России при финансовой поддержке Министерства культуры. Проект осуществляется с 13 сентября по 12 ноября с. г. благодаря гранту Президента России, предоставленного Президентским фондом культурных инициатив 

 

Важно, что эта футуристическая одноактная |AR-опера, премьера которой состоялась в конце прошлого сезона, 28 и 29 июня, написана молодым композитором Константином Комольцевым по мотивам двенадцатого одноименного романа Виктора Пелевина, выпущенного в свет в 2014 году. В ней повествуется о том, что сегодня люди предпочитают виртуальный мир реальному. 

 

AR-опера «Любовь к трем цукербринам» на либретто М.Д. (имя скрыто за инициалами) – лишь первая часть футуристической трилогии «Я, робот», которая включает три постановки по произведениям Виктора Пелевина, а также американского писателя русского происхождения, профессора биохимии Бостонского университета Айзека Азимова (1920-1992) и 53-летнего Спайка Джонза, независимого американского кинорежиссёра, продюсера и актёра, обладателя премий «Оскар» и «Золотой глобус» за его сценарий к его дебютному научно-фантастическому романтическому комедийно-драматическому фильму «Она» (2013).

 

Автором идеи и режиссером проекта является художественный руководитель театра, в прошлом художественный руководитель Пермского государственного академического театра оперы и балета им. П.И. Чайковского, заслуженный деятель искусств РФ Георгий Исаакян. Он – президент Ассоциации музыкальных театров, профессор, руководитель мастерской факультета музыкального театра ГИТИСа.

 

Примечательно, что главной темой футуристической трилогии является взаимодействие искусственного интеллекта и человека. И чтобы погрузиться в этот мир, каждому зрителю на входе выдают планшеты, с помощью которых по компьютерным командам можно, как в увлекательной сказке, увидеть взаимодействие реальных героев с виртуальными.

 

Музыкальный руководитель и дирижер данной оперы Сергей Михеев, лауреат Первого открытого конкурса молодых дирижёров имени И.А. Мусина, проходившего в 2009 году. Сценограф — Денис Сезонов, художник по костюмам — Анна Кострикова, окончившая режиссерский факультет ГИТИСа (курс Дмитрия Крымова и Евгения Каменьковича, группа художников-постановщиков).

 

Для полной ясности: термин «цукербрин» является синтезом имён двух гигантов современной web-индустрии - американского программиста и интернет-предпринимателя Сергея Брина и американского медиамагната, интернет-предпринимателя и филантропа Марка Цукерберга, который вместе со своими соседями по общежитию в Гарвардском университете в феврале 2004 года запустил в социальную сеть Facebook.  Тогда ему было 19 лет.

 

Но главное, что AR-опера «Любовь к трем цукербринам» явилась, как нельзя кстати, удачным опытом работы 34-летнего композитора Константина Комольцева. Он -  выпускник Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского (кафедра композиции и оркестровки, класс профессора Анатолия Нименского), лауреат нескольких международных конкурсов, в том числе IV международного конкурса молодых композиторов имени С.С. Прокофьева (г. Челябинск, 2015), без колебания приял заказ Музыкального театра имени Н.И. Сац, создав яркую по изобразительным средствам современную партитуру и одновременно необычайно сложную для исполнения оркестром и всеми участниками спектакля – хором и отдельными солистами - музыку.

 

В беседе, которая состоялась по окончании оперы, Константин Комольцев, отвечая на вопросы, поведал следующее:

 

- Автор идеи Георгий Исаакян предложил мне написать музыку на уже готовый текст либретто по мотивам романа Пелевина «Любовь к трём Цукербринам». При написании оперы с автором я не общался. Задача была только в том, чтобы написать хорошую музыку, которую будет интересно слушать. На создание партитуры ушло чуть больше года. При этом я присутствовал почти на всех репетициях. Работой в постановочной группе я доволен, все - большие профессионалы и яркие творческие личности.

 

- Что касается не простой музыки: сейчас у меня такой творческий период, когда я учусь писать сложную музыку. Простую я уже писал и возможно когда-нибудь вернусь к простоте, но уже на другом уровне.

 

- При этом основная трудность была в том, что я старался писать так, как не писал раньше, а также старался каждую картину делать непохожей на предыдущую.

 

- Из современных композиторов в данный момент больше всего меня вдохновляет музыка Алексея Сысоева, которую он пишет к разным театральным постановкам известных режиссеров. В 2013-м он стал лауреатом Российской национальной театральной премии «Золота маска» в номинации «За лучшую работу композитора в музыкальном театре».

 

…Отрадно, что в композиторском портфеле молодого Константина Комольцева уже собрались  написанные им произведения для музыкального и драматического театров, оркестровые произведения, музыка для инструментальных ансамблей, хоровые произведения, в том числе «Лирический Гимн t’Ros Beyaard lead remix» для детского/женского хора и скрипки (2018), камерно-инструментальные произведения. 

 

Хотя сам композитор скромно замечает: «Пишу разную музыку, но не много, в основном занимаюсь педагогической деятельностью».

 

P.S. Небезынтересно, что в первой половине сезона Детский музыкальный театр имени Н.И. Сац выпустит премьеру второй части футуристической трилогии «Я, робот» – компьютерную драму «О-Н-А» по сценарию Спайка Джонза, переходящую с экрана на драматическую сцену с участием драматических артистов Анастасии Светловой и Андрея Кузичева.

 

И третью часть трилогии - «Двухсотлетний человек» покажут в ноябре. Она сделана по одноименному научно-фантастическому произведению Айзека Азимова, которое было опубликовано в журнале «Stellar-2» в 1976 году и посвящено роботу NDR, стремящегося стать человеком. Это будет голографический балет на музыку британского композитора Габриэля Прокофьева, внука композитора Сергея Прокофьева и сына художника Олега Прокофьева, в постановке художественного руководителя балета театра, хореографа Кирилла Симонова.

 

 

Алла Буловинова

 

Фото автора

 

 

 

 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники