"ФОРРЕСТ" Рината Ташимова в театре имени М.Н. Ермоловой п/р Олега Меньшикова

Опубликовано 19.10.2022 в разделе В театр! | Москва


Автор необычной, на первый взгляд, пьесы под названием «Форрест» Ринат Ташимов поставил по ней свой спектакль, который 17 октября с.г. показали на Новой сцене Московского театра имени М.Н. Ермоловой собравшимся журналистам. Правда, не полностью, а кусочком в 30-минут, по которому в целом о спектакле судить невозможно. И это связано с тем, что, сейчас, по словам режиссера, идет сложный репетиционный период, который должен был на следующий день,18 октября, закончиться премьерой.

 

Но тем не менее, присутствующих на пресс-показе теле- и просто журналистов интересовал, прежде всего, жанр постановки, который сам режиссер и, соответственно, артисты, работающие с ним, определили как семейную драму. И на самом деле в спектакле речь идет о человеке, страдающим ДЦП, а отсюда и все последующие коллизии, связанные с болезнью, касающиеся не только больного на сцене, но и, естественно, общения с ним окружающих, близких ему людей, среди которых на первом плане, конечно, его мать, которая взяла на себя всю тяжесть помощи самому главному человеку в своей жизни. 

 

Ведь на небольшой сцене появляются не только все персонажи авторской пьесы, но вместе с ними во всю свою немыслимую длину и высоту огромная белая «кукла», созданная из разных частей тела, но которая, как обездвиженный робот, ни на что не способна. Хотя у нее есть длинные руки и ноги, довольно большая голова и светящиеся своими хрусталиками глаза. Но они безжизненны и ими, подставляя себя под трудно управляемое тело, умело справляется его родная, по всему, еще молодая и физически сильная мать при помощью своих близких, создавая неправдоподобную иллюзию самостоятельного передвижения безжизненного робота передвигаться в пространстве сцены.

 

Небезынтересно, что мысль о своеобразной, почти неправдоподобной постановке, не сразу понятной во всех ее аспектах, судя по увиденному отрывку, зародилась у Рината Ташимова, по его словам, в период затянувшегося локдауна, связанного с ограничениями  по причине начавшейся эпидемии коронавируса в 2020 году. 

 

Главного безмолвного героя пьесы зовут Форрест Михайлович Скрипочка, который родился в 1994 году в Москве на стыке двух эпох во время показа культового фильма – комедийной драмы «Форрест Гамп» режиссёра Роберта Земекиса (1986), хотя практически ничего общего не имеющего с его героем. Кроме того, что их обоих называли идиотами. Лишь, несмотря на сложное детство, Форрест в фильме, следуя наставлениям матери, двигался вперед, несмотря ни на что. 

 

Как сказано в пресс-релизе, к своим 28 годам герой спектакля стал первым космонавтом с церебральным параличом, создавшим популярные компьютерные игры, успел жениться и стать отцом. И, вот такого человека с ДЦП придумал 33-летний режиссёр и драматург Ринат Ташимов, многократный лауреат крупнейших конкурсов драматургии, в том числе двукратный победитель Международной премии молодых драматургов «Евразия» и Международного литературного Волошинского конкурса, участник фестиваля молодой драматургии «Любимовка». Окончив Омский государственный университет имени Ф.М. Достоевского  по специальности «актер драматического театра и кино», в 2013-м он поступил в Екатеринбургский государственный театральный институт, где изучал драматургию на курсе Николая Коляды. И в 2020 году поступил в магистратуру Школы-студии МХАТ (мастерская В.А. Рыжакова). Примечательно, что по его пьесе «Первый хлеб» в 2021 году поставлен спектакль с Лией Ахеджаковой в Московском театре «Современник (режиссер Бениамин Коц), вызвавший резонанс общественной организации Офицеры России».

 

Почему появилась кукла? По признанию режиссера, он имел в виду пригласить даже кого-нибудь из артистов с особенностями – болезнью ДЦП. Но поскольку никто не подошел для этой роли, создатели спектакля решили сделать мифологического исполина. И, наверно, это тоже может привлечь внимание зрителя.

 

Среди создателей спектакля: режиссёр-консультант кукольных сцен Евгений Шавкунов, он же исполнитель роли Михаила, мужа матери Форреста, в прошлом выпускник  Екатеринбургского государственного театрального института (мастерская С.К. Жукова, 2012 год); 24-летняя талантливая художник-постановщик Анна Комарова. Она студентка 5 курса факультета сценографии Школы-студии МХАТ, долго разрабатывала сценографию и эскизы невообразимо сложной «куклы»; композитор Фати Бесолти, родом из Северной Осетии, выпускница  факультета музыкального искусства эстрады Российской академии музыки имени Гнесиных в 2017 году по классу «Эстрадно-джазового пения». А композиторскому мастерству она училась у разных педагогов. По ее словам, написанная ею музыка к спектаклю строится вокруг основной темы, а для каждого характера она создавала определенный музыкальный материал. Что важно: ей сразу понравилась пьеса, построенная на трогательной мифической истории. Это позволило ей быстро сориентироваться в написании музыки к ней.

 

Среди запоминающихся исполнителей – по-женски привлекательная 35-летняя Наташа Горбас, которая не оставляет равнодушным зрителя к созданному ею образу - матери ребенка с ДЦП. Она выпускница Школы-студии МХАТ (курс И.Я. Золотовицкого, 2010 год) и уже восемь лет играет на сцене театра имени М.Н. Ермоловой. Именно она подробно поведала о тонкостях трудного «общения» с Форрестом, у которого ноги и руки сами не двигаются, и даже его огромную голову надо поддерживать и управлять ею. Она подчеркнула, что с таким больным ребенком в жизни очень сложно, но это история одной семьи, где каждый день идет борьба.

 

В спектакле занят Антон Колесников, окончивший Институт современного искусства (курс В.Н. Комратова, 2010 год). В театре Ермоловой с 2013 года. Он создал, по его словам, образ несчастного, замкнутого Феди, который устроившись в зоопарк, нашел для себя внешний образ, похожий на Людмилу Гурченко. Люся - так и называется его персонаж. И, действительно, одетый в белоснежный костюм с легким пушистым воротником (что-то сродни эксцентричному клоуну!) и в необыкновенно красивых женских туфлях на высокой шпильке, он просто блистает, затмевая все и всех в этом образе на небольшой сцене.

 

В спектакле также заняты Анастасия Альмухаметова (фортепьяница),  Глеб Шевнин (Петр) и Асель Турдубаева (дочь).

 

Это уже вторая необычная премьера в новом сезоне 2022-2023 гг. в театре имени М.Н. Ермоловой под руководством народного артиста России Олега Меньшикова. Первой стал «Пер Гюнт. Сказка для взрослых» по Генри Ибсену в постановке Владимира Киммельмана 16 сентября. 

 

Так про что новый спектакль? Просто про жизнь! Про кнопки, шарниры, про встречи, мысли и чувства. Про людей. Так считают создатели спектакля. Идите и смотрите. Его продолжительность - 1 час 40 минут без антракта. Не пожалеете.

 

 

 

Алла Буловинова

 

Фото автора


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники