«МАСЕНЬКИЕ СУПРУЖЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ»

Опубликовано 26.10.2022 в разделе В театр! | Москва


Нет, нет, все правильно. Именно так называется восстановленный спектакль Романа Виктюка «Масенькие супружеские преступления»  Габриэли Запольской (1860-1921 гг.), премьерный показ которого состоялся 24 октября  в Большом зале Культурного центра «Меридиан», что на  улице Профсоюзная, дом 61, м. «Калужская».  Одна из ее широко известных пьес «Мораль пани Дульской», трагифарс о мелкобуржуазном обществе, на протяжении нескольких десятилетий шла в самых крупных театрах России. «Козырь». по которому Роман Виктюк поставил спектакль «Масенькие супружеские преступления», считается одним из лучших произведений выдающейся польской беллетристки и драматурга, писавшей в основном легкие комедии для семейного просмотра. 

 

Данная постановка, режиссура и музыкальное оформление принадлежат Роману Виктюку. Спектакль был им поставлен в 2006 году при поддержке продюсерского агентства ТЕАТР-МЕДИА одновременно вместе с новой версией легендарных «Служанок». Правда, в отличие от лёгкой семейной комедии «Масенькие супружеские преступления», сошедшей вскоре со сцены по ряду причин, «Служанки» с тех пор не покидали репертуар театра. Хотя сам по себе тот спектакль был событием.

 

Режиссер восстановленного спектакля Андрей Боровиков, в прошлом выпускник режиссерского факультета Театрального института имени Бориса Щукина (курс профессора Л.Е. Хейфеца). Он был ассистентом этой постановки у Романа Виктюка. Художник-сценограф – главный художник Театра Романа Виктюка, заслуженный художник РФ Владимир Боер. имя которого внесено во Французскую театральную энциклопедию. Режиссер по пластике – Владимир Аносов. Художник по свету Сергей Скорнецкий, выпускник постановочного факультета Школы-студии МХАТ, оформивший более 80-ти спектаклей в различных театрах. Он - лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая Маска-2015» в номинации «Лучшая работа художника по свету». 

 

Среди исполнителей восстановленного спектакля есть и те, кто был знаком со своими героями раньше. Среди них ведущая актриса Театра Романа Виктюка, заслуженная артистка РФ Людмила Погорелова (Лулу), выступавшая в спектакле «Масенькие супружеские преступления» в этой же роли в 2006 году. Она и заслуженный артист РФ Олег Исаев, как-то естественно вписавшийся в изображаемый им обаятельный образ  под именем Анатоль, являются выпускниками  Киевского государственного института театрального искусства имени Карпенко-Карого (мастерская М.Ю. Резниковича), по окончании которого играли по несколько лет в Киевском театре русской драмы имени Леси Украинки.

 

И еще одна актриса, Анна Подсвирова (Мушка), в спектакле «Масенькие супружеские преступления» 2006 года также играла эту роль. Примечательно, что она, будучи выпускницей факультета музыкального театра ГИТИСа (мастерская Р.Г. Виктюка), стала ведущей актрисой двух известных театров, в том числе Московского театра оперетты, где с 2018 года исполняет главную партию Джейн Эйр в одноименном мюзикле (режиссёр: Алина Чевик). И, к слову сказать, на сегодняшний день занята в таких спектаклях этого театра, как: мюзикл «Граф Орлов» (артистка ансамбля), в опереттах «Фиалка Монмартра» (Лолет) и «Графиня Марица» (Лиза) Имре Кальмана, а также «Летучая мышь» (Рассыльная) Иоганна Штрауса, опереттомюзикле «Фанфан-Тюльпан» (Люси) Андрея Семенова. Поэтому не случайно в восстановленном спектакле она поразила своим замечательным, обворожительным певческим голосом. 

 

Отрадно, что вместе с ними в спектакле впервые занят молодой Игорь Неведров (Витольд), выпускник ГИТИСа.  (курс Ю.П. Любимова), который четыре года был актером Театра на Таганке.

 

Есть еще в спектакле и дворецкие, роли которых исполняют Игорь Теснин, Кирилл Шендеров, Алексей Галкин и Ян Латышев.

 

А что же в содержании спектакля? Если одна семейная пара - 20-летняя Мушка и 29-летний Витольд – молодожены, то прекрасная Лулу и ее, видавший виды, опытный супруг Анатоль близки к серебряной свадьбе. Вместе обе пары проводят время в одном поместье. При этом умудренная жизнью Лулу уверена, что брак сродни карточной партии, в которой главное – иметь на руках побольше козырей. Поэтому она как-то ненавязчиво и даже играючи провоцирует всех на якобы безобидный флирт…, где каждый обнажает свои чувства, на которые способен. Здесь все как бы поменялись в ролях по отношению друг к другу. Мушка по уши влюбилась в уже совсем не молодого Анатоля, мужа Лулу, мужчину, который поначалу позволил завладеть ее чувствами. А обворожительная Лулу в своем возрасте, как бы в отместку, стала сближаться с молодым мужем Мушки – Витольдом, который тоже расположился к ней.

 

Именно про прекрасные тонкости семейных отношений, где всегда возникают маленькие компромиссы и слабости, а вместе с ними маленькие измены, правда, не допускающие прихода беды – и есть спектакль Романа Виктюка, который от начала до конца вызывает неподдельный интерес благодаря разыгравшейся интриге в отношениях двух разновозрастных, но милых, симпатичных зрителю, супружеских пар. 

 

Нельзя не согласиться с тем, что пьеса изящна и увлекательна. В ней мастерски выстроена композиция, представлены выразительные персонажи и афористичные диалоги между ними.

 

Главная тема пьесы – брак, вернее, его маленькие тайны и большие секреты, которые прекрасно раскрыты талантливыми артистами, которые просто вжились в свои роли и комфортно чувствуют себя в них, несмотря на некоторые парадоксы, возникающие между ними.

 

Это на самом деле лирическая, веселая и в то же время мудрая история об отношениях очень хороших и близких друг другу людей, которые были на грани их потери, но сумели сохранить любовь. «Лучше иметь мужа своего, чем старого и чужого», - поразмыслив, пришла к выводу совсем еще юная Мушка.

 

Это стоит смотреть и слушать. Тем более, что после увиденного и услышанного со сцены заслуженные артистами аплодисменты не смолкали долго. Им было приятно получить красивые букеты цветов в знак восхищения их искрометной игрой от многочисленных поклонников и ценителей их искусства. А зрителям, кажется, что всем до одного, было приятно уходить с переполняющими их теплыми эмоциями и благодарной памятью к большому мастеру после возобновленного через много лет его спектакля. 

 

Следующий спектакль «Масенькие супружеские преступления» состоится на той же сцене 28 октября, в пятницу, 19.00 в День рождения Романа Григорьевича Виктюка (28 октября 1936-17 ноября 2020). И это, наверняка, два с половиной часа будет настоящий праздник нежности, легкости и изысканного умного юмора, что случается не так часто. Спешите.

 

 

 

 

Алла Буловинова

 

Фото автора.


 

 

 

 

 


Окультурить друзей:
ВКонтакте
Одноклассники